Край
Край, тип субъекта Российской Федерации; административно-территориальная единица в Российской империи и СССР, а также в отдельных зарубежных государствах.
В Российской империи понятие «край» в качестве особой административно-территориальной единицы стало использоваться во 2-й половине 19 в. как синоним названий ряда генерал-губернаторств и наместничеств [на Кавказе, в Прибалтике, Туркестане, а также в официальных документах по их управлению (например, «Учреждение управления Кавказского края», 1883; «Положение об управлении Туркестанского края», 1886)].
Начиная с 1920-х гг. край – крупная административно-территориальная единица в составе РСФСР, а также в период с 1960 по 1965 гг. – в составе Казахской ССР. Помимо географических размеров, основной функциональной характеристикой края, отличавшей его от иных административно-территориальных образований (в частности, области), являлось его сложносоставное устройство. Предусматривалось, что край включает в свой состав национальные образования в виде автономных областей и национальных округов. При этом в последующем указанное отличие края от иных административно-территориальных единиц не было сохранено (Артемова. 2023. С. 46).
В рамках укрупнительной реформы административно-территориального деления 1920-х гг. в составе РСФСР были образованы 7 краёв: Северо-Кавказский (1924), Дальневосточный и Сибирский (1925), Нижневолжский (1928), Нижегородский (с 1932 Горьковский), Средневолжский (с 1935 Куйбышевский) и Северный (1929) края.
В ходе разукрупнительной реформы административно-территориального деления 1930-х гг. в составе РСФСР Сибирский край разделён в 1930 г. на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский; Северо-Кавказский край в 1934 г. – на Азово-Черноморский и Северо-Кавказский (с 1937 Орджоникидзевский); Нижневолжский край в 1934 г. – на Саратовский и Сталинградский. В 1934 г. из состава Горьковского края выделен Кировский край, из частей Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского краёв сформирован Красноярский край. С принятием Конституции СССР 1936 г. ряд краёв был переведён в ранг областей, поскольку из их состава были выведены национальные АССР, ставшие самостоятельными единицами в составе РСФСР, среди них: Восточно-Сибирский край, Горьковский край, Кировский край, Куйбышевский край, Саратовский край, Северный край, Сталинградский край. В результате в составе РСФСР остались 5 краёв (Азово-Черноморский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Красноярский и Северо-Кавказский).
В 1937 г. Азово-Черноморский и Западно-Сибирский края были разделены, при этом сформированы новые Краснодарский и Алтайский края. В 1938 г. Дальневосточный край разделён на Приморский и Хабаровский края. Таким образом, с 1938 г. в составе РСФСР насчитывалось 6 краёв [Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Орджоникидзевский (с 1943 Ставропольский), Приморский и Хабаровский].
В 1943 г. с упразднением Уссурийской области Приморский край утратил сложносоставное устройство, но сохранил статус края. В ходе реорганизации административно-территориального деления РСФСР в 1989–1991 гг. ряд краёв также утратили сложносоставное устройство, сохранив прежний статус.
Попытка введения краевого деления была предпринята в Казахской ССР в 1960-х гг.: там существовали Целинный (1960–1965), Западно-Казахстанский и Южно-Казахстанский (1962–1964) края.
Согласно Федеративному договору (1992) и Конституции РФ (1993), все 6 краёв сохранили свой статус субъектов федерации: Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край и Хабаровский край.
Начиная с 2004 г. количество краёв в составе Российской Федерации увеличилось с 6 до 9. Это связано с происходившими процессами укрупнения субъектов РФ. В результате в Российской Федерации были образованы новые субъекты: Пермский край, объединивший Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ; Камчатский край, объединивший Камчатскую область с Корякским автономным округом; Забайкальский край, объединивший Читинскую область с Агинским Бурятским автономным округом.
Основополагающим юридическим документом, определяющим конституционно-правовой статус края и устанавливающим основы его территориального устройства, систему органов государственной власти, порядок их формирования, полномочия и ответственность, основы социально-экономического развития, а также иные ключевые вопросы политико-территориального устройства, является устав края.
Основными полномочиями краёв как субъектов РФ являются право на конституционно закреплённое официальное наименование; собственную территорию и административно-территориальное устройство; осуществление полномочий по предметам совместного и собственного ведения; издание нормативных правовых актов в пределах установленной компетенции; право на делегирование представителей в Совет Федерации; право законодательной инициативы на уровне федерации; участие в изменении Конституции РФ.
Государственная власть в крае как субъекте РФ реализуется на основе её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В систему органов государственной власти края входят: законодательный орган, высшее должностное лицо, высший исполнительный орган государственной власти, а также иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с уставом края.
Законодательный орган края имеет различные наименования: Законодательное собрание (Краснодарский край), Законодательная дума (Хабаровский край), Дума (Ставропольский край). Численный состав законодательного органа варьируется от 28 (Камчатский край) до 68 депутатов (Алтайский край).
Высшим должностным лицом края является его губернатор, который осуществляет руководство исполнительной властью, непосредственно возглавляя высший орган исполнительной власти, либо назначая главу данного органа. Судебная власть края представлена мировыми судьями, которые одновременно входят в единую судебную систему РФ.
В составе отдельных краёв РФ присутствуют административно-территориальные единицы с особым статусом – округа (например, Корякский округ в Камчатском крае). Особый статус указанных административно-территориальных единиц проявляется в наличии дополнительных правомочий по сравнению с обычными административно-территориальными единицами: учреждение специальных органов государственной власти (Собрание представителей Агинского Бурятского округа), квотирование мест в законодательном органе края (Пермский край), выделение отдельных разделов в программах социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ и т. д. (Лиличан. 2012. С. 8).
Термин «край» также используется в Латвии для обозначения административно-территориальных единиц. В соответствии с Законом «Об административных территориях и населённых пунктах» 2020 г. территория государства поделена на 36 краёв и 7 городов республиканского подчинения.