Труба (музыкальный инструмент)
Труба́, европейский духовой амбушюрный инструмент.
Современная труба состоит из овально свёрнутой длинной тонкой металлической трубки, мундштука, раструба. С трубкой соединён вентильный механизм, обеспечивающий извлечение хроматического звукоряда. Длина корпуса от мундштука до раструба 47–50 см, общая длина трубки 130–150 см. Входит в оркестровую группу медных духовых инструментов. Принятые обозначения в партитуре: Trombа (итал.), Trompete (нем.). Самый высокий по тесситуре и технически подвижный инструмент медной группы, отличается ярким, сильным, эффектным звуком.
Вентильным (хроматическим) трубам, которые окончательно закрепились в практике лишь в конце 19 в., предшествовали натуральные, которые занимали значительное место в музыке европейских стран со времён Средневековья. В 15–16 вв. существовали три основные области бытования инструмента: военно-рыцарская, придворная и городская музыка. Диапазон трубы того времени – свыше 3 октав. Поскольку извлечение всех звуков натурального звукоряда на одном инструменте было затруднено, музыканты в ансамблях делились на «партии», верхняя среди которых называлась «кларино». Словом «кларино» со временем стали обозначать также особо сложный, виртуозный стиль игры в высоком регистре (от 8 до 18 обертона). Вершинные образцы предельно высокого, яркого звучания трубы в технике кларино – партии в сочинениях И. С. Баха (2-й «Бранденбургский концерт», 3-я и 4-я оркестровые сюиты и др.), Г. Ф. Генделя («Музыка на воде», «Музыка фейерверка»).
Во 2-й половине 18 в. инструмент занял прочное место в оркестре венской классической школы, где его функции свелись в основном к поддержке оркестрового тутти. Одновременно мастера предпринимали попытки превратить трубу в хроматический инструмент. Первые вентильные трубы созданы в 1810–1820-х гг. немецкими мастерами, вскоре появились усовершенствованные модели, которыми заинтересовались Г. Берлиоз и другие французские и итальянские композиторы. Р. Вагнер (оперы «Риенци», «Лоэнгрин») и его современники обычно использовали сочетание натуральных и вентильных труб.
В 19 – 1-й половине 20 вв. наибольшее распространение получила транспонирующая труба in B (звучит на большую секунду ниже нотной записи) с диапазоном около 3 октав (по звучанию от f малой до e или f 3-й октавы). Нотируется в скрипичном ключе. В современной практике применяются также трубы других строёв и нетранспонирующая труба in C. В симфоническом оркестре как норма используются 2–3 трубы. Образцы применения трубы как оркестрового инструмента – «Арагонская хота» М. И. Глинки, оперы «Аида» Дж. Верди (т. н. египетские трубы) и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина, балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского.
В 20 в. возродился интерес композиторов к трубе как сольному концертному инструменту, среди видных исполнителей – М. И. Табаков, Т. А. Докшицер. Труба распространилась и как джазовый инструмент, крупнейшие джазовые трубачи – Л. Армстронг, Д. Гиллеспи, М. Д. Дейвис и др. Родственный инструмент – корнет (корнет-а-пистон).
В рамках аутентичного исполнительства начиная с 1970-х гг. возрождается традиция игры на натуральных трубах в технике кларино: одним из первых 2-й «Бранденбургский концерт» исполнил оркестр под управлением Г. Леонхардта («Leonhardt-Consort»; трубач К. Риппас).