Альт (музыкальный инструмент)
Альт (франц. alto, от лат. altus – высокий; итал. viola; нем. Bratshe), струнный смычковый инструмент среднего регистрового диапазона.
Конструктивно близок скрипке, превосходя её по размеру. Длина корпуса 38–48 см. Нормативный строй на квинту ниже скрипичного («до» – «соль» малой октавы – «ре» – «ля» первой октавы). Нотируется в альтовом и скрипичном ключах. Техника игры приближается к скрипичной, отличаясь преимущественно широтой позиций.
История
Как и все представители скрипичного семейства, возник в народном музыкальном исполнительстве приблизительно в 15 – начале 16 вв. Строение и форма современного альта стали, вероятно, результатом эволюции инструментов, относящихся к семейству виол, таких как фидель, ребек, лира да браччо. К середине 17 в. термин «виола да браччо» (итал. viola da braccio) утратил своё обобщающее значение по отношению к скрипичному семейству. В процессе дифференциации названий инструментов альт сохранил за собой это название, постепенно сократившееся до «виола» (viola); в английском и итальянском языках оно сохранилось до сегодняшних дней. В немецком языке термин da braccio трансформировался в современное название альта – Bratshe (Струве. 1959. С. 203). Название «альт» может быть связано с «альто виолина» (alto violina) и «альто виола» (alto viola) – итальянскими названиями инструмента в 16–18 вв., что, в свою очередь, связывается с названием регистра хорового многоголосия.
Существует мнение, что альт (или родственные ему инструменты) явился родоначальником всего струнного семейства. Данной версии придерживался российский музыковед С. Л. Гинзбург: «…коренной инструмент скрипичного семейства – альт» (Гинзбург. 1950. С. 27). Это мнение разделял и Б. А. Струве.
Первые альты были созданы в городах Брешиа и Кремона (Италия). Мастера брешианской школы – Гаспаро да Сало и его ученик Дж. П. Маджини. Кремонская школа представлена семействами Амати и Гварнери, А. Страдивари. Широко известны инструменты работы Дж. Б. Гваданини, П. Тесторе (на его альте играет Ю. А. Башмет), Ф. Руджери (Италия), Я. Штайнера (Германия), Ж.-Б. Вильома (Франция), И. А. Батова (Россия). В 1-й половине 20 в. альты изготавливали российские мастера Т. Ф. Подгорный и Е. Ф. Витачек. Среди современных производителей: ателье Scrollavezza & Zanrè (Италия), ателье Aubert Lutherie, Vatelot-Rampal (Франция), мастерская Василя Глиги (Vasile Gliga; Румыния), ателье Akord Kvint (Чехия), ателье Laubach (Германия), мастерская Goronok String Instruments (Россия).
Мастера 16–18 вв. изготавливали альты двух размеров – большой (длина корпуса 460–470 мм; на таком инструменте, приписываемом Г. да Сало, играл В. В. Борисовский) и нормативный (380–430 мм), «принятый в наше время в оркестрах и ансамблях» (Витачек. 1964. С. 12). В 17–18 вв. литература для альта большого размера создавалась в объёме трёх первых позиций, и технически сложные сочинения для исполнения на таких инструментах были практически недоступны (см.: Витачек. 1964. С. 12).
За долгий период своего существования альт неоднократно подвергался изменениям и усовершенствованиям. В 17–18 вв. в исполнительской практике встречались несколько его разновидностей: теноровая скрипка, виола да спалла (итал. viola da spalla), виола помпоза (итал. viola pomposa; также виолино помпоза, violino pomposa). В более поздние периоды альты конструировали М. Вольдемар, Ф. Гильмер, А. Штельцнер, Г. Риттер, Л. Тертис и др.
Репертуар
К одним из первых опусов для альта относятся Соната венецианского композитора и органиста М. Нери (1651) и Соната для скрипки и альта флорентийца Н. Кемписа (1644). Концом 17 в. датируется Соната для альта К. А. Марино. Известны 2 трио-сонаты для двух альтов и баса Даниэля Шпеера (1636–1707), трио-сонаты и три альтовых концерта Г. Ф. Телемана, «Брандербургский концерт» № 6 И. С. Баха с участием двух альтов. Для альта писали: К. Ф. Э. Бах, К. Г. Граун, К. Ф. Цельтер, Я. К. Ваньхаль, Ф. Бенда, Й. А. Бенда, Р. Хоффштеттер, Г. Друшецкий, Ф. А. Хоффмайстер, К. Диттерсдорф и др.; в начале 20 в. А. Казадезюс создал музыкальные мистификации – концерты для альта в стиле Г. Ф. Генделя и И. К. Баха.
Первые методические пособия – школы игры на альте были написаны в Париже. Среди авторов: в 18 в. – М. Коррет (1782), Ж.-Б. Кюпи (1788), М. Вольдемар (1795), в начале 19 в. – А. Б. Бруни (1805), М.-Й. Гебауэр (2-е издание, 1816), Я. Й. Мартинн (1816). Первые сборники этюдов для альта – 12 этюдов Ф. А. Хоффмайстера (1800) и 41 каприс Б. Компаньоли (1805).
Начиная с эпохи венской классической школы альт – постоянный участник струнной группы симфонического оркестра, квартета и других ансамблевых составов. Среди оригинальных сочинений, созданных во 2-й половине 18 в., – Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром В. А. Моцарта (1779) и Соната для альта и фортепиано И. Н. Гуммеля (1798). Малое количество произведений было обусловлено сложившимся представлением об альте как об инструменте исключительно оркестровом, ограниченном в своих технических и звуковых возможностях.
В 19 в., с появлением первых альтистов-виртуозов, начал формироваться сольный и камерный альтовый репертуар. Наиболее известные композиторы и гастролирующие исполнители: А. Ролла, Карл Стамиц и Антон Стамиц, К. Юран. На альте играли знаменитые скрипачи Н. Паганини и А. Вьётан. «Известно, что такие скрипачи, как Паганини, Сивори, Вьетан (Vieuxtemps, 1820–1881) и Аляр (Alard, 1815–1888) очень любили исполнять партию альта в квартетах и ничуть не стыдились это делать. Больше того, Вьетан обладал чудесным альтом работы Паоло Маджини и нередко выступал на нём в своих больших концертах» (Рогаль-Левицкий. 1953. С. 88).
Среди крупных сочинений для альта в 19 в.: концерты и Соната для альта с оркестром К. Стамица, Соната для альта и фортепиано Ф. Мендельсона (1824) , Большая соната для альта с оркестром Н. Паганини (1830-е), симфония «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза (1834), «Сказочные картины» Р. Шумана (1851), Элегия для альта и фортепиано (1850) и Соната для альта и фортепиано А. Вьётана (1860), сонаты для кларнета (альта или скрипки) ор. 120 № 1 и № 2 И. Брамса (1894), сонаты для альта и фортепиано А. Эштона (1891) и Э. Уокера (1897); в России – Соната для альта и фортепиано («Неоконченная») М. И. Глинки (1825–1828), Соната для альта и фортепиано А. Г. Рубинштейна (1855).
В 20 в. благодаря альтистам-виртуозам У. Примрозу и Л. Тертису альт получил признание как сольный инструмент. В 1-й половине столетия появились сонаты для альта и фортепиано Й. Боуэна (1-я – 1904, 2-я – 1906), Р. Кларк (1919), А. Онеггера (1920), А. Бакса (1921–1922) и др. Огромный вклад в развитие альтового репертуара внёс П. Хиндемит. В его наследии – 4 сонаты для альта соло и 3 сонаты для альта и фортепиано, созданные в разные периоды творчества: ранние Соната для альта и фортепиано ор. 11 № 4 (1919) и Соната для альта соло ор. 11 № 5; Соната для альта соло ор. 25 № 1 (1922), Соната для альта и фортепиано ор. 25 № 4 (1922), Соната для альта соло ор. 31 № 4 (1937) и одна из вершин камерно-ансамблевой музыки Хиндемита – Соната для альта и фортепиано (1939). Среди оркестровых произведений композитора – «Камерная музыка № 5» (1925), «Концертная музыка» (1930), «Шванендреер» («Der Schwanendreher») для альта с оркестром (1935), «Траурная музыка для альта и струнных» (1936). Большую популярность приобрели сочинения для альта других композиторов 20 в.: концерты для альта с оркестром Й. Боуэна (1907), У. Уолтона (1929), Б. Бартока (1945), «Элегия» И. Ф. Стравинского (1944), «Каденция» К. Пендерецкого (1984), сочинения М. Регера, Д. Табаковой.
Среди сочинений русских композиторов 20 в.: сонаты для альта и фортепиано А. А. Винклера (1902), П. Ф. Юона (1-я – 1901, 2-я – 1929), Н. А. Рославца (1-я – 1926, 2-я – 1930-е гг.); сонаты для скрипки и альта (1944), сонаты для альта и фортепиано (1954) В. Я. Шебалина. Наиболее значительные произведения 2-й половины 20 в.: Соната для альта и фортепиано Д. Д. Шостаковича (1975), Концерт для альта с оркестром А. Г. Шнитке (1985), Концерт для альта с оркестром Г. С. Фрида (1967), сочинения А. И. Хачатуряна, М. С. Вайнберга, Э. В. Денисова и др.
Исполнители
Крупнейшие зарубежные альтисты конца 19 – 21 вв.: О. Недбал, Анри Казадезюс, Т. Лафорж, М. Вьё, У. Примроз, Л. Тертис, Л. Байи, П. Доктор, В. Трамплер, Дж. де Паскуале, Л. Черны, К. Кашкашьян, М. Б. Кугель (род. 1946), Имаи Нобуко, Т. Циммерман, М. Рысанов.
Основатель русской альтовой школы – В. В. Борисовский, воспитавший большую плеяду отечественных исполнителей и педагогов. Ему посвящены сонаты С. Н. Василенко (1923), В. Н. Крюкова (1922), В. П. Ширинского (1926), Тринадцатый квартет Д. Д. Шостаковича (1970) и др. Среди отечественных альтистов: И. А. Вейкман (1825–1895), В. Р. Бакалейников, М. Н. Тэриан, Е. В. Страхов (1909–1978), Г. И. Матросова (1923–2020), Р. Б. Баршай, Ю. М. Крамаров (1929–1982), Д. В. Шебалин, Ф. С. Дружинин, Г. И. Вахрамеева (Одинец; 1932–2013), И. И. Богуславский (1940–2022), М. Н. Толпыго (род. 1941), Ю. М. Юров (1941–2007), А. В. Бобровский (1942–2021), Ю. А. Башмет, Ю. А. Тканов, А. А. Людевиг, С. Б. Степченко (род. 1965), Р. Г. Балашов (род. 1967), И. В. Найдин (род. 1969).