Конкурсы Парижской консерватории для исполнителей
Конкурсы Парижской консерватории для исполнителей. Ежегодно в июне Парижская консерватория проводит для студентов конкурсы (Concours de prix), фактически выполняющие функцию выпускных экзаменов. Учащиеся могут участвовать в них несколько раз, добиваясь высшей награды – 1-й премии (premiér prix). Также присуждается 2-я премия (deuxième prix) и объявляются 2 поощрения (premiér accessit, deuxième accessit). Конкурсы проводятся по специальным и общетеоретическим предметам.
Первый конкурс состоялся в 1797 г. Для исполнителей состязание первоначально включало в себя чтение с листа (morceaux à déchiffrer, morceaux à lire, morceaux à première vue) и исполнение пьесы, сочинённой специально для конкурса (morceau de concours). До конца 19 в. авторами экзаменационных пьес выступали, как правило, профессора своих классов. На рубеже 19–20 вв. произведения для конкурса стали заказывать композиторам, большую роль в продвижении этой инициативы сыграли К.-П. Таффанель и Г. Форе. Среди пьес, сочинённых для консерваторских конкурсов: Фантазия для арфы op. 95 К. Сен-Санса (1893), Вилланелла для валторны и фортепиано П. Дюка, Концертштюк для альта и фортепиано Дж. Энеску (обе – 1906), «Маленькая пьеса» для кларнета и фортепиано К. Дебюсси («Petite pièce», 1910), Анданте для валторны и фортепиано (1896; обе – для чтения с листа), Концертино для корнета или трубы и фортепиано (1922), Концертная пьеса для валторны и фортепиано (1924) П. Видаля. Ряд пьес для разных инструментов (скрипка, флейта, арфа, фортепиано) создал Форе.
В 1970 г. в состав экзамена добавили пьесу классического (не современного) репертуара, в 1985 г. – пьесу на выбор.
Ныне 1-й премией во франкоязычных музыкальных учебных заведениях высшего звена называют диплом о музыкальном образовании или диплом о присвоении степени магистра.