Оптовый рынок электрической энергии и мощности (в экономике)
О́птовый ры́нок электри́ческой эне́ргии и мо́щности (ОРЭМ), в экономике система договорных отношений в сфере обращения особых товаров – электрической энергии и мощности, связанных между собой единством технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии в рамках Единой энергетической системы России. В России функционирует 2-уровневый рынок электроэнергии и мощности, включающий оптовый и розничный сегменты. Участниками оптового рынка являются крупные производители и покупатели электрической энергии (включая гарантирующих поставщиков, независимые энергосбытовые организации и конечных потребителей электроэнергии).
История возникновения
ОРЭМ начал свою работу согласно Постановлению Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)» в результате проводимой в 2000-х гг. реформы, направленной на решение ключевых проблем, связанных с необходимым снижением потребления электроэнергии, отставанием технологических показателей от мировых стандартов, недостатком конкуренции и др. Реформа включала изменение системы государственного регулирования, формирование конкурентного рынка электроэнергии, разделение естественно монопольных и потенциально конкурентных функций, а также усиление государственного контроля. Целью реформы было повышение эффективности предприятий отрасли, стимулирование инвестиций и обеспечение надёжного энергоснабжения.
В результате к 2012 г. осуществлён переход от тарифного ценообразования к конкурентному – ОРЭМ был полностью либерализован, т. е. начиная с этого времени максимально возможная часть электроэнергии продаётся и покупается по рыночным ценам, за исключением электроэнергии, поставляемой населению.
К основным принципам, в соответствии с которыми строятся отношения в области электроэнергетики, относятся следующие (некоммерческое партнёрство «Совет рынка»):
энергетическая безопасность и технологическое единство, обеспечение бесперебойного и надёжного функционирования системы;
гарантия свободы экономической деятельности в сфере электроэнергетики;
соблюдение баланса интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
поддержание рыночных отношений и конкуренции для формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию;
обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики и государственного регулирования;
обеспечение экономически обоснованной оплаты мощности генерирующих объектов и доходности инвестированного капитала в электроэнергетику в целом;
развитие отрасли, содействие развитию российского энергетического машиностроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;
обеспечение экологической безопасности электроэнергетики.
Субъекты оптового рынка
Субъекты оптового рынка – организации, получившие в установленном законодательством порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и/или мощности на оптовом рынке, в соответствии с Правилами оптового рынка.
Субъектов электроэнергетики можно разделить на следующие категории.
1. Покупатели электрической энергии и мощности:
конечные потребители – как правило, крупные предприятия;
гарантирующие поставщики – энергоснабжающие и энергосбытовые организации, к покупателям которых относятся население и приравненные к нему категории потребителей;
сбытовые компании, не имеющие статуса гарантирующего поставщика и приобретающие электроэнергию для нужд своих клиентов – промышленных потребителей;
потребители с низкой платёжной дисциплиной, к которым относятся потребители, регулярно нарушающие порядок финансовых расчётов и имеющие существенную задолженность перед поставщиками;
организации, реализующие экспорт электрической энергии.
2. Поставщики электрической энергии/мощности:
организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании генерирующими объектами по производству электрической энергии;
крупные импортёры.
3. Организации технологической инфраструктуры:
Системный оператор Единой энергетической системы («СО ЕЭС») – специализированная организация, которая осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление в единой энергетической системе России. «СО ЕЭС» выполняет ряд значимых функций, таких как управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики в реальном времени, обеспечение перспективного развития единой энергетической системы, обеспечение единства и эффективной работы технологических механизмов оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности;
федеральная сетевая компания – Россети («Россети») – компания, осуществляющая управление и развитие единой национальной (общероссийской) электрической сети, которая обеспечивает передачу электроэнергии по всей территории страны. Цели деятельности компании «Россети» включают обеспечение и укрепление равного доступа производителей и потребителей на оптовый рынок электроэнергии, повышение энергетической безопасности государства, а также проведение эффективной государственной внешнеэкономической политики в сфере электроэнергетики.
4. Организации коммерческой инфраструктуры:
некоммерческое партнёрство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (Совет рынка) – организация, объединяющая участников оптового рынка электроэнергии, инфраструктурные организации и представителей государства для выработки общей позиции по развитию рынка электроэнергии и контроля над его функционированием. Основной целью деятельности Совета рынка является обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка и эффективной взаимосвязи оптового и розничных рынков;
Администратор торговой системы («АТС») – коммерческий оператор оптового рынка электроэнергии в России, организующий на оптовом рынке торговлю, связанную с заключением и исполнением сделок по обращению электрической энергии, мощности и других объектов торговли, допущенных к обращению на оптовом рынке;
иные организации, на которых возложены функции коммерческой инфраструктуры, например Центр финансовых расчётов («ЦФР»).
Особенности торгуемых товаров
Электрическая энергия выступает в роли основного товара ОРЭМ. Электроэнергия как товар обладает следующими уникальными особенностями, которые требуют специального подхода к организации рынка электроэнергии и регулирования производства и потребления (Симонов, 2016):
невозможность хранения: электроэнергию нельзя хранить в больших количествах, поэтому производство должно точно соответствовать потреблению в реальном времени;
неделимость: электроэнергия не может быть разделена на части, она продаётся и потребляется целиком;
неопределённость затрат на производство: потребители электроэнергии не могут точно определить затраты на производство электроэнергии в момент её потребления, что делает спрос на электроэнергию неэластичным, т. е. объём потребления не зависит от цены товара;
ограниченность предложения: предложение электроэнергии имеет верхнее ограничение, определяемое суммарной мощностью эксплуатируемых генераторов;
трудность транспортировки: транспортировка и распределение электроэнергии подчиняются особым техническим и физическим законам, что делает её транспортировку сложной и требующей специальной инфраструктуры;
зависимость от сезона: потребление электроэнергии может сильно меняться в зависимости от времени суток, сезона или погодных условий;
необходимость балансировки: требуется постоянно поддерживать баланс между производством и потреблением электроэнергии для обеспечения стабильности электросистемы;
высокая степень взаимозависимости: электроэнергия является ключевым элементом инфраструктуры и жизненно важным ресурсом для многих отраслей экономики.
Неэластичность спроса в сочетании с ограниченным предложением может приводить к ситуациям, в которых спрос превышает предложение, что требует специальных регулирующих методов для поддержания надёжности энергоснабжения и частоты сети переменного тока. Невозможность создания запасов готовой продукции приводит к необходимости создания резервов генерирующих мощностей, пропускной способности электрических сетей и запасов топлива на электростанциях.
Следствием данных особенностей электроэнергии является устройство рынка электроэнергии, при котором существует специальная организация, покупающая всю электроэнергию у генерирующих компаний и продающая её предприятиям, потребляющим электроэнергию. В России такую роль выполняет «АТС».
Помимо электроэнергии, на оптовом рынке генерирующие компании также предоставляют такой специфический товар, как мощность. Мощность в контексте электроэнергетики является специфичным продуктом, покупка которого предоставляет право требования к продавцу поддержания готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии на необходимом уровне качества и в заранее оговорённом объёме. Такая структура торговли подразумевает разделение издержек на переменные и постоянные. Переменные издержки, главным образом затраты на топливо, учитываются генерирующими компаниями при торговле на рынке электроэнергии, в то время как постоянные издержки, в частности затраты на ремонт, модернизацию и на строительство новых станций, – на рынке мощности.
Реализация мощности позволяет производителю компенсировать постоянные издержки, связанные с обеспечением бесперебойной работы электростанций, и обеспечивает надёжность электроснабжения. Существует несколько механизмов реализации мощности на оптовом рынке, основными из которых являются покупка/продажа мощности по итогам конкурентного отбора мощности (КОМ), по свободным договорам купли-продажи мощности, по регулируемым договорам, по договорам о предоставлении мощности, а также покупка мощности объектов вынужденной генерации и модернизированных генерирующих объектов.
Конкурентный отбор мощности – процесс отбора генерирующих объектов, необходимых для обеспечения прогнозируемого спроса на мощность. Этот процесс проводится «СО ЕЭС» в форме отбора заявок поставщиков на 1 год или несколько лет вперёд. В рамках КОМ покупатели обязаны оплатить всю мощность, отобранную в их ценовой зоне, а поставщики несут солидарную ответственность за исполнение обязательств по предоставлению мощности.
КОМ является основой для формирования рынка мощности и определяет, какая мощность будет оплачиваться на оптовом рынке. В рамках КОМ генерирующие компании подают ценовые заявки на существующие и проектируемые генерирующие объекты, а потребители могут подавать ценопринимающие заявки на ценозависимое снижение потребления.
Спрос на конкурентном отборе мощности – эластичный, т. е. задаётся наклонной кривой спроса. Предложение формируется на основе ценовых заявок поставщиков. В него включаются объёмы мощности, которые будут проданы по другим механизмам. Ценообразование маржинально: цена КОМ соответствует максимуму из цен в отобранных заявках и цены, при которой функция спроса принимает значение, равное совокупному объёму отобранной мощности. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается.
КОМ проводится по ценовым зонам на основании схемы и программы развития «СО ЕЭС» с учётом резерва. Генерирующие объекты, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы), учитываются как обязательная к отбору мощность.
Структура и механизм работы ОРЭМ
Оптовый рынок функционирует в двух «ценовых» и двух «неценовых» зонах. В первую ценовую зону входят территории Европейской части Российской Федерации (включая Урал и Тюменскую область), во вторую – Сибирь. Территории Российской Федерации, на которых функционирование конкурентного рынка невозможно, отнесены к неценовым зонам (Архангельская и Калининградская области, а также республика Коми были отнесены к 1-й неценовой зоне, тогда как Объединённая энергетическая система Востока – ко 2-й неценовой зоне). Торговля электроэнергией в неценовых зонах осуществляется исходя из регулируемых цен и имеет ряд специфических особенностей, например наличие модели единого закупщика.
Помимо основных рынков ОРЭМ (электроэнергии и рынка мощности), к структуре ОРЭМ могут быть отнесены рынки системных услуг и финансовых производных. Основные задачи перечисленных рынков составляет выполнение следующих функций:
1) на рынке электроэнергии происходит обращение электрической энергии, планирование объёмов производства и потребления и определение стоимости электроэнергии. Он обеспечивает надёжность и экономическую эффективность энергоснабжения, формирует загрузку ресурсов генерации, обеспечивает реализуемость электрических режимов и стимулирует потребителей к энергоэффективному потреблению;
2) рынок мощности играет существенную роль в обеспечении долгосрочной надёжности энергосистемы, формирует эффективную структуру генерации и даёт ценовые сигналы для развития потребления. Все участники оптового рынка электроэнергии обязаны приобретать мощность, обеспечивающую производство соответствующего объёма электроэнергии. Торговля мощностью позволяет компенсировать затраты, не покрываемые на рынке электроэнергии, и обязывает поставщиков выполнять требования по готовности генерации;
3) рынок системных услуг предоставляет возможность компенсировать затраты, не покрываемые на рынках электроэнергии и мощности. Он обеспечивает оплату услуг, необходимых для надёжного функционирования энергосистемы, таких как регулирование частоты и напряжения, поддержание резервов мощности и противоаварийное управление. Этот рынок играет значимую роль в обеспечении надёжности энергетической системы и качества электрической энергии, однако занимает относительно небольшую долю общего рынка.
4) рынок финансовых производных представляет собой систему финансовых инструментов, которая позволяет участникам рынка защищать себя от ценовых рисков. Эти инструменты дают возможность участникам рынка осуществлять хеджирование рисков, связанных с потенциальным изменением цен на электроэнергию и мощность. Действующая модель рынка не обладает большим разнообразием таких инструментов, но в перспективе планируется развитие этих удобных для участников рынка механизмов.
Этапы торговли на оптовом рынке электроэнергии
Торговля на оптовом рынке электроэнергии состоит из 3 этапов: долгосрочный (до нескольких лет вперёд), краткосрочный (на сутки вперёд), ультракраткосрочный (внутри текущих суток).
Первый этап торговли
Первый этап – заключение долгосрочных договоров. Цель их заключения – снижение ценового риска для участников торговли или получение дополнительной прибыли. Различают 2 типа договоров:
1) регулируемые договоры – соглашения между поставщиком и покупателем электроэнергии и/или мощности, в которых объёмы поставки и цены устанавливаются Федеральной службой по тарифам и коммерческим оператором («АТС»). С 2012 г. электроэнергия и мощность по регулируемым ценам приобретается только для поставок населению;
2) свободные двусторонние договоры – двусторонние соглашения, в которых объёмы поставки и цены электроэнергии определяются сторонами договора.
Второй этап торговли
Второй этап – торговля плановыми объёмами потребления на 1 день вперёд. Данный сектор рынка называется в России рынком на сутки вперёд (РСВ) и представляет собой отношения между участниками оптового рынка электроэнергии и функциональной системой контроля в рамках ценовых зон. На этом рынке участники могут конкурентно предоставлять ценовые заявки администратору торговой системы на поставку или потребление электроэнергии на следующие сутки. Электрическая энергия в этом сегменте рынка приобретается в объёме, определяемом как разница между плановым почасовым потреблением и объёмом, приобретаемым по результатам конкурентного отбора ценовых заявок. На РСВ используется принцип маржинального ценообразования, что означает, что цена определяется по самой дорогой удовлетворённой заявке на поставку электроэнергии. В результате конкурентного отбора ценовых заявок определяются цены и объёмы поставки на каждый час суток в каждом узле расчётной модели – с учётом потерь электрической энергии и системных ограничений.
Третий этап торговли
Третий этап – торговля отклонениями фактических значений выработки и потребления от плана. Данный сектор оптового рынка в России называется балансирующим рынком (БР). БР предназначен для компенсации отклонений фактического производства и потребления электроэнергии от планового в целях обеспечения баланса между производством и потреблением электроэнергии. Генераторы, изменяющие производство по инициативе «СО ЕЭС», получают премию, в то время как генераторы, снижающие производство по собственной инициативе, и потребители, увеличивающие нагрузку, подлежат дополнительной плате. На балансирующем рынке применяется маржинальное ценообразование, аналогично РСВ.