Назым Хикмет
Назы́м Хикме́т, Назым Хикмет Ран (Nâzım Hikmet Ran) (15.1.1902, Салоники – 3.6.1963, Москва), турецкий писатель, драматург, общественный деятель.
Родился в просвещённой аристократической семье. В 1918 г. окончил Военно-морскую школу на о. Хейбелиада. В 1921 г. перебрался в Анатолию, чтобы присоединиться к освободительному движению во время «Кемалистской революции». Затем переехал в Москву, где в 1922–1924 гг. учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ). Увлёкся марксизмом, идеями русского футуризма и конструктивизма. В 1925 г. организовал [совместно с Н. В. Экком (Ивакиным)] театральную артель «Метла». Вернувшись в Турцию, активно сотрудничал в коммунистических изданиях. После запрета турецкой компартии был заочно приговорён к 15 годам заключения и эмигрировал в СССР (1925–1928). В 1928 г., после амнистии, вернулся на родину, где был арестован и заключён на три месяца в тюрьму. После освобождения жил в Стамбуле. Вновь подвергался тюремному заключению в 1932–1934 и 1938–1950 гг. В 1936 г. на публикацию произведений Назыма Хикмета в Турции был наложен запрет (до 1965). В 1951 г. эмигрировал сначала в Румынию, затем в СССР; был лишён турецкого гражданства, объявлен врагом государства. Жил в Москве.
Дебютировал как поэт в конце 1910-х гг. Первый сборник стихов – «Песня пьющих солнце» («Güneşi içenlerin türküsü», 1928). Для поэтического творчества Назыма Хикмета 1920–1930-х гг., сочетающего традиции народного стиха и приёмы модернистской поэзии с гражданско-патриотической тематикой, характерны эмоциональность, революционно-романтический пафос, символические обобщения; стиль в зависимости от темы варьируется от ораторского до разговорного: сборники «835 строк» («835 satır», 1929), «Город, потерявший голос» («Sesini kaybeden șehir», 1931) и другие, положившие начало гражданской поэзии в Турции. В дальнейшем тематический диапазон поэзии Назыма Хикмета расширился: от антивоенных стихов и бытовых зарисовок до высоких образцов любовной и философской лирики.
Стремление соединить прозу и поэзию, лирику и публицистику в рамках одного произведения нашло отражение в романе в стихах «Почему Бенерджи покончил с собой?» («Benerci kendini niçin öldürdü?», 1932) и поэме «Письма к Таранта Бабу» («Taranta Babu’ya mektuplar», 1935) и достигло кульминации в итоговом для Назыма Хикмета многослойном сочинении «Человеческая панорама» («Insan manzaraları», не окончено; частично издано в 1952–1960; русский перевод 1962; полностью опубликовано в 1966), над которым он работал с начала 1940-х гг.
Автор гротескно-сатирической пьесы «Череп» («Kafa tası», 1932), психологической драмы «Забытый человек» («Unutulan adam», 1935; в русском переводе 1962 – «Всеми забытый»), пьесы-сказки «Легенда о любви» («Bir aşk masalı», 1952; одноимённый балет на музыку А. Меликова, 1961), пьес-памфлетов «Рассказ о Турции» («Türkiyede», 1952), «Чудак» («Enayi», 1955), сатирической комедии «А был ли Иван Иванович?» («Ivan Ivanoviç var mıydı yok muydı?», 1956) и др.
Среди других произведений Назыма Хикмета: автобиографический роман «Жизнь – хорошая штука, брат» («Yașamak güzel șey be kardeșim», 1967; в русском переводе 1962 – «Романтика»), литературная критика, публицистика; либретто, киносценарии.