Де Филиппо Эдуардо
Де Фили́ппо Эдуа́рдо (Eduardo De Filippo) (24.5.1900, Неаполь – 31.10.1984, Рим), итальянский драматург, режиссёр, актёр.
Сын актёра Э. Скарпетты, в 1904–1910 гг. исполнял небольшие роли в постановках его труппы («Гейша» и др.). В 1910–1920-х гг. играл в труппах Э. Альтьери, П. Виллани и др. В 1931 г. вместе с братом Пеппино и сестрой Титиной основал Юмористический театр (с 1944 «Театр Эдуардо»), где ставил пьесы Л. Пиранделло и свои собственные. В 1954 г. Де Филиппо восстановил разрушенный во время Второй мировой войны неаполитанский театр «Сан-Фердинандо», пригласил ведущих итальянских актёров и назвал труппу «Скарпеттиана»; в театре шли пьесы диалектального театра 19 в.
Начиная с 1959 г. поставил несколько оперных спектаклей, в их числе «Нос» Д. Д. Шостаковича (Флоренция, фестиваль «Флорентийский музыкальный май», 1964), «Риголетто» Дж. Верди (Римская опера, 1966), «Пробный камень» Дж. Россини (Милан, «Пиккола Скала», 1982).
Среди ролей в кино: Жилберто («Трое мужчин во фраках», 1932), Витторио («Девушки с площади Испании», 1951), Чезати («Травиата 1953 года», 1953), Дженнаро («Человек в коротких штанишках», 1958).
Как кинорежиссёр дебютировал в 1939 г. («В полях упала звезда»); придерживался поэтики неореализма («Призраки», 1954; «Фортунелла», 1958, и др.).
С 1955 г. работал на телевидении.
Выступал за создание постоянного театра в Неаполе; за активную театральную деятельность награждён премией Фельтринелли (1972).
В 1981–1982 гг. преподавал в Римском университете «Ла Сапиенца».
В 1981 г. пожизненно избран сенатором.
Как драматург дебютировал в начале 1920-х гг. Автор 55 комедий на итальянском литературном языке и неаполитанском диалекте. В ранних сочинениях – «Человек и джентльмен» («Uomo e galantuomo», 1922), «Сик-Сик, мастер чудес» («Sik-Sik, l’artefice magico», 1929) – сочетаются элементы фарса и комедии дель арте, к персонажам которой Де Филиппо позднее вернулся в комедии «Сын Пульчинеллы» («Il figlio di Pulcinella», 1957). Наиболее значительное произведение довоенного периода – «Рождество в доме Купьелло» («Natale in casa Cupiello», 1931). Тема кризиса традиционного семейного уклада на фоне социальной деградации послевоенной Италии развивается в пьесах «Неаполь – миллионер» («Napoli milionaria!», поставлена в 1945; экранизирована автором в 1950; в русском переводе – «Неаполь – город миллионеров», 1959) и «Филумена Мартурано» («Filumena Marturano», 1946; премьера 7 ноября 1946; экранизирована автором в 1951; повторную экранизацию осуществил В. Де Сика в 1964 под названием «Брак по-итальянски»). Сюжет пьесы «Де Преторе Винченцо» («De Pretore Vincenzo», 1957) перекликается с фильмом Ч. Чаплина «Малыш». В комедиях Де Филиппо нередко используется приём «театр в театре» [«Великая магия» («La grande magia», 1948), «Искусство комедии» («L’arte della commedia», 1965), «Цилиндр» («Il cilindro», 1965, премьера 14 января 1966), «Экзамены никогда не кончаются» («Gli esami non finiscono mai», 1973)]. Среди других пьес – исторический мюзикл о восстании Мазаньелло «Томмазо Д’Амальфи» («Тommaso D’Amalfi», 1963). Последнее сочинение Де Филиппо – перевод на неаполитанский диалект драмы «Буря» У. Шекспира (1984).
Театр Де Филиппо отличает острая характерность, взаимодействие драматических и комедийных составляющих, заимствованная из диалектального театра динамика ситуаций, особая музыкально-ритмическая организация действия; ему присуще также унаследованное от Л. Пиранделло переплетение иллюзии и реальности, психологизма и условности.
Лауреат премии Пьетро Бьянки Венецианского кинофестиваля (1981).
Кавалер ордена Почётного легиона (1953), Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской республикой» (1973).
Именем Эдуардо де Филиппо названа площадь в Неаполе и улица в Бари.