Эйбушитц Семён Семёнович
Э́йбушитц Семён Семёнович (Семён Семёнович Эйбушиц, Семён Самуилович Эйбушиц; имя при рождении Шимон Эйбушиц, польск. Szymon Eibyszyc, нем. Simon Eibuschitz) [15.6.1851, Краков, Австрийская империя, ныне Польша – 22.6(4.7).1898, Москва], российский архитектор. Мастер исторических стилей и эклектики.
Родился в краковском районе Казимеж в многодетной купеческой еврейской семье Самуэля Эйбушица и Брухи Грюны, урождённой Вермут (Archiwum Narodowe w Krakowie. Księga Ia Aktow Stanu Cywilnego Urodzenia przyznania i Przysposobienia Osób Wyznania Mojżeszowego w Miescie Krakowie urodzonych w sobie obejmująca na Rok 1851. Sygn. 29.1472.0.1.281. S. 94). В 1873–1877 гг. лейтенант запаса моравско-силезского крепостного артиллерийского батальона № 6, базировавшегося в Кракове (Kais. Königl. Militär-Schematismus für 1873. Wien, 1873. S. 901; Kais. Königl. Militär-Schematismus für 1877. Wien, 1876. S. 548).
В апреле 1874 г. подал прошение на въезд в Российскую империю; поселился в Москве, где в дальнейшем жил и работал [Центральный государственный архив г. Москвы. Отдел хранения документов до 1917 г. (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г.). Ф. 16. Оп. 235. Д. 5650. Л. 1]. Учился на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества, получил малую серебряную медаль за проект церкви в русском стиле (1876), окончил училище в 1877 г. со званием неклассного художника архитектуры и с правом потомственного почётного гражданства (1877). Состоял помощником А. С. Каминского.
Начало самостоятельной творческой деятельности Эйбушитца, пришедшееся на конец 1870-х – начало 1880-х гг., связано с большим количеством заказов – это в большинстве своём перестройки и надстройки зданий, сооружения флигелей, нежилых и хозяйственных помещений. Первый известный заказ – ряд работ на территории усадьбы крупнейшего еврейского предпринимателя и мецената Л. С. Полякова на Тверском бульваре: надстройка на один этаж трёхэтажного доходного дома и его расширение за счёт пристроек, оборудование проездных ворот, реконструкция флигеля, а также сооружение сараев и оранжереи (1879–1882). Этот эпизод положил начало покровительству со стороны Полякова, продолжавшемуся вплоть до смерти архитектора.
Перестроил на Арбатской площади дома Г. Х. Сегалова, купца 1-й гильдии, и М. Д. Голиковой, надстроил каменную часовню на Дорогомиловском еврейском кладбище, создал каменную пристройку к глазной больнице на Тверской улице (ныне в Мамоновском переулке), а также спроектировал деревянные жилые и служебные постройки В. А. Араповой (урождённой Казаковой, вдовы генерал-лейтенанта Н. У. Арапова) и А. С. Перфильевой (вдова генерала от кавалерии С. В. Перфильева, дочь графа С. С. Ланского; все работы произведены в 1881). В 1882 г. по заказу И. И. Анненкова (сына И. А. Анненкова) выполнил каменную пристройку к деревянному дому. В 1883 г. работал над заказами купца 2-й гильдии О. А. Крумбюгеля на улице Старая слободка, купца 1-й гильдии М. И. Гуревича в Глинищевском переулке, семьи Рыженковых и графа М. С. Ланского (родного брата А. С. Перфильевой) на Солянке, Л. С. Полякова на Большой Полянке и др.
В 1881 г. Московское еврейское общество заказало архитектору проект Хоральной синагоги. Эйбушитц создал два варианта: эклектичный, увенчанный куполом, в чём очевидна ориентация на Большую синагогу в Варшаве (1878, архитектор Л. Маркони, утрачена) (Кляйнман. 2006. С. 20), и более строгий, без купола. Они были представлены для согласования генерал-губернатору Москвы князю В. А. Долгорукову вместе с утверждённым фасадом Большой хоральной синагоги в Санкт-Петербурге (проект 1881, строительство 1883–1893, архитекторы Л. И. Бахман, И. И. Шапошников) [Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 553. Карт. 2. Ед. хр. 24]. Вероятно, именно лояльный к евреям генерал-губернатор отдал предпочтение варианту с куполом, не уступавшему синагоге столичной. В 1886 г., когда для возведения московской синагоги был выкуплен участок в Большом Спасоглинищевском переулке, Эйбушитц вернулся к работе над проектом. Строительство шло в 1887–1891 гг. Однако здание синагоги, представлявшее собой купольную базилику, вызвало у консервативных кругов (Александр III, К. П. Победоносцев, великий князь Сергей Александрович и др.) ассоциации с православным храмом и послужило одной из причин, повлёкших за собой демонтаж купола в 1888 г., изгнание евреев из Москвы в 1891 г. и закрытие синагоги в 1892 г. Чтобы спасти здание от продажи с торгов, Эйбушитц работал над переоборудованием помещений под Александровское еврейское училище (1892), а затем – для нужд училища-приюта «Талмуд-Тора» (1895) (Науменко. 2007. С. 238). Открылась для верующих синагога лишь в 1906 г.
В марте 1886 г., уже во время разработки второго проекта синагоги, ходатайствовал о принятии в подданство Российской империи, однако прошение было отклонено из-за иудейского вероисповедания архитектора. 20 октября (1 ноября) 1887 г. Эйбушитц был приведён «к присяге на подданство России по обряду Евангелическо-Реформатской церкви» (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 16. Оп. 235. Д. 5650. Л. 3; Ф 54. Оп. 178. Д. 696. Л. 3).
К середине 1880-х гг. количество заказов увеличилось. В 1884 г. в Гранатном переулке Эйбушитц возвёл дом М. С. Гольденвейзера, присяжного поверенного и юрист-консультанта Московского земельного банка Л. С. Полякова. В том же году перестроил главный дом усадьбы купца 2-й гильдии Б. Ш. Моносзона (после пожара) на углу Колпачного и Хохловского переулков и доходный дом купца 2-й гильдии В. И. Живаго на Большой Дмитровке. В 1886 г. руководил реконструкцией дома с флигелями Шаховских-Красильщиковых на Моховой улице. В 1887 г. возвёл собственный доходный дом на Мясницкой улице. Спроектировал ряд построек на Тверской улице, среди которых сохранившиеся Постниковский пассаж (1887) и доходный дом П. И. Гучкова (около 1887), а также утраченные дома купцов 2-й гильдии братьев Н. В., Василия В. и Владимира В. Махаловых (1888) и баронов Гинцбург (реконструкция, около 1887), создал павильон купца 1-й гильдии А. И. Абрикосова на Тверском бульваре (1887, утрачен) [Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 680. Оп. 2. Д. 1285. Л. 1–1 об.; Постниковский пассаж в Москве. 1887. С. 3]. В 1889 г. построил дом братьев Н. А. Протопопова и С. А. Протопопова, купцов 1-й гильдии, у Большого Каменного моста (утрачен, воссоздан в 1990-х гг.), в 1890 г. перестроил доходный дом Московского домовладельческого товарищества на улице Большая Лубянка.
В 1889–1896 гг. вместе с помощником Л. Н. Кекушевым проектировал комплекс зданий для наследниц Г. И. Хлудова, состоящий из двух доходных домов и двух корпусов бань (известных как Хлудовские, Китайские и Центральные; перестроены после пожара 1993, интерьеры в духе ориентализма частично сохранились; ныне бани приспособлены под ресторан). Совместно с Кекушевым создал торговые помещения Охотного ряда (1890 – не ранее 1893, не сохранились).
В начале 1890-х гг. количество новых построек Эйбушитца сократилось. Связать это можно как с работой над крупными проектами (строительство Хоральной синагоги и ансамбля сооружений для наследниц Хлудовых), так и с переходом в кальвинизм, отсёкшим ряд еврейских заказчиков.
С середины 1890-х гг. выполнял заказы купца 1-й гильдии С. В. Спиридонова и купчихи 2-й гильдии С. В. Давыдовой, брата и сестры, спроектировав для них особняки-«близнецы», наделённые схожими фасадами и планами. Но если при работе над особняком Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке (1895) архитектор обратился к примерам отечественного необарокко в духе А. И. Штакеншнейдера, то особняк Давыдовой на Мясницкой улице (1898) вдохновлён актуальным венским необарокко, представленным театральными зданиями авторства бюро Ф. Фельнера и Г. Гельмера (в Риеке, 1883–1885; Одессе, 1884–1887; Карлсбаде, ныне Карловы Вары, 1886, и др.) и созвучными им сооружениями (драматический театр в Кракове, 1891–1893, архитектор Я. Завейский; оперный театр в Лемберге, ныне Львов, 1897–1900, архитектор З. Горголевский). В 1895 г. по заказу Давыдовой Эйбушитц перестроил доходный дом с магазинами на Мясницкой улице.
В 1895–1897 гг. составлял проект здания Московского международного торгового банка на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Рождественка, заказанный правлением банка во главе с Л. С. Поляковым (строительство завершилось в 1898). По одной из версий, ориентировался на здание банка Святого Духа в Риме (Banco di Santo Spirito; 1524, архитектор А. да Сангалло Младший) (Шокарев. 2012. С. 131), однако, если проследить эволюцию проекта, становится очевидной связь банка и доходного дома наследниц Хлудовых (1896, архитектор Л. Н. Кекушев, реконструирован). Его первоначальный вариант, как и постройка Кекушева, был исполнен в духе бозар: угловой фасад увенчан сомкнутым куполом, который фланкируют скульптурные группы. Во втором, утверждённом варианте купол стал полусферическим и завершался фонарём. Наконец, отказавшись от идеи купола, Эйбушитц создал целостный, строгий образ, сочетающий в себе обращения к архитектуре Ренессанса и барокко.
В 1897 г. были построены особняк присяжного поверенного М. О. Гиршмана в Мыльниковом переулке (ныне улица Жуковского) и деревянный православный храм Святой Троицы в русском стиле близ станции Удельная Московско-Рязанской (ныне Московско-Казанская) железной дороги, где с середины 1890-х гг. имел дачный участок сам Эйбушитц (Освящение храма. 1897. С. 340–341; Памятная книжка ... 1899. С. 96).
В 1898 г. перестроил здание торгового дома «Леопольд Нейшеллер» (позднее – здание Российско-американской резиновой мануфактуры; не сохранилось) на улице Варварка и возвёл здание реформатского реального училища И. И. Фидлера на углу Мыльникова и Лобковского переулков (ныне улицы Жуковского и Макаренко), в облике которого угадываются влияния архитектуры венского модерна: с этим стилем Эйбушитц мог познакомиться во время поездок в Австро-Венгрию. Так, в 1896 г. архитектор посетил Вену и курортный город Опатия на берегу Адриатического моря (ныне Хорватия) (ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 16. Оп. 235. Д. 5650. Л. 61).
С 1879 по 1882 гг., а затем с 1887 г. состоял агентом Московского Комитета о просящих милостыни (Комитета для разбора и призрения просящих милостыни), заведуя строительными работами в зданиях Работного дома и учреждений, находившихся в ведении комитета (в 1883 награждён золотой медалью на Станиславской ленте за успешное выполнение работ). С 1881 по 1891 гг. служил архитектором Московского земельного банка. С 1890 г. безвозмездно исполнял обязанности архитектора при Мариинском училище Дамского попечительства о бедных, а с 31 декабря 1894 г. (12 января 1895) официально назначен архитектором Мариинского училища с правами государственной службы (РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Д. 1285. Л. 2, 4об.–5; ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 54. Оп. 178. Д. 696. Л. 3).
Почётный член Дамского попечительства о бедных (1892). Член Московского архитектурного общества (1893).
Был женат (с 1875) на Любови Самойловне, урождённой Левит (около 1851 – 1918). В браке родились трое сыновей. Павел Семёнович (1876–1946), выпускник юридического факультета Московского университета (1898), помощник присяжного поверенного, с 1907 г. присяжный поверенный, юрисконсульт совета Московского художественного общества; секретарь Московского отделения Императорского русского технического общества, почётный член Московского Совета детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии, в 1920-х гг. работал в Высшем совете народного хозяйства СССР, Всесоюзном государственном тресте по заготовке и продаже метрических мер и весов (Госметр) и др., автор ряда работ по торговому праву. Сергей Семёнович (1879–1935), выпускник Венского технического университета, инженер-железнодорожник, в 1910-х гг. член правления Юго-Восточной железной дороги, в 1915–1917 гг. служил также в Министерстве торговли и промышленности. Николай Семёнович (1881 – не ранее 1937), выпускник юридического факультета Московского университета (1904), в 1900-х гг. секретарь Московской судебной палаты, присяжный поверенный и присяжный стряпчий в Санкт-Петербурге (с 1914 в Петрограде), в 1920-х гг. член совета и секретарь кредитного кооперативного товарищества «Кустпромселькредит», член Ленинградского общества взаимного кредита торговцев-розничников «Розторгбанк» Народного комиссариата финансов СССР. Внук – Юрий Николаевич (1907–1988), живописец, преподаватель, один из основателей художественно-графического отделения педагогического училища в г. Златоуст.
С. С. Эйбушитц похоронен на Введенском кладбище в Москве (С. С. Эйбушиц. 1898. Стб. 452–453; Саитов. 1908. С. 385).