Андреев Владимир Алексеевич
Андрее́в Влади́мир Алексе́евич (27.8.1930, Москва – 29.8.2020, там же), российский актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1985).
В 1952 г. окончил ГИТИС (курс А. А. Гончарова и А. М. Лобанова) и по приглашению Лобанова поступил в Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой. В том же году исполнил первую роль – Тятин («Достигаев и другие» М. Горького). Среди других ролей: Алексей («В добрый час!» В. С. Розова), Голубков («Бег» М. А. Булгакова), Васильков («Бешеные деньги» А. Н. Островского), Глеб («Глеб Космачёв» М. Ф. Шатрова), Аттилио («Суббота, воскресенье, понедельник…» Э. Де Филиппо), Царь Максимилиан («Царь Максимилиан» А. М. Ремизова), Сэм 80-летний («Фотофиниш» П. Устинова), Никита («Самая большая маленькая драма» Р. Ю. Овчинникова), лорд Фермор («Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду), Эдвард («Счастливчики» по пьесе «Exstasy Rave» К. Деннинг), Князь К. («Мордасовские страсти» по повести «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского).
Первой режиссёрской работой стал спектакль по пьесе А. Н. Афиногенова «Мать своих детей» (1963). Андреев и в дальнейшем предпочитал открыто социальные темы. Характерная черта режиссёра – бережное отношение к авторскому тексту.
В 1970–1985 гг. главный режиссёр Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Первым вывел на сцену героев произведений А. В. Вампилова; заметными событиями в театральной жизни Москвы стали спектакли «Старший сын» (1972) и «Прошлым летом в Чулимске» (1974).
Среди постановок: «Бал воров» Ж. Ануя (1966, 1974), «Моя окраина» Л. П. Сухаревской и Е. Л. Якушкиной (1969), «Золотой мальчик» К. Одетса, «С повинной» Л. И. Митрофанова (обе – 1971), «Завтра в семь» по роману К. М. Симонова «Живые и мёртвые», «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского (обе – 1972), «Играем Стриндберга» Ф. Дюрренматта (1974), «Белое лето» О. А. Кучкиной, «Черёмуха» В. П. Астафьева (обе – 1976), «Стечение обстоятельств» по ранним рассказам Вампилова, «Крейцерова соната» по Л. Н. Толстому (обе – 1978), «Батальоны просят огня» по Ю. В. Бондареву (1981), «Василиса Мелентьева» Островского (1982), «Глубокое синее море» Т. Раттигана (1984), «Союз одиноких сердец» Л. Г. Зорина (1994), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1996), «Битва ангелов» Т. Уильямса (1997), «Дама с собачкой» по А. П. Чехову, «Великая Екатерина» Б. Шоу (обе – 1998), «Танго» С. Мрожека (1999), «Велосипед Чингисхана» Р. Эрдурана (2000), «Странная книга любви…» Ф. Саган (2005), «Исповедь начинающего» Вампилова (2008).
Спектакли, в которых Андреев выступил как режиссёр и актёр: «Дарю тебе жизнь» Д. Н. Валеева (1973, Саттаров), «Звёзды для лейтенанта» Э. Я. Володарского (1975, лётчик Некрасов), «Утиная охота» Вампилова (1979, Зилов), «С трёх до шести» А. А. Чхеидзе (1983, Авалиани), «Этот странный русский» В. М. Чичкова (1983, Егоров), «Дядя Ваня» Чехова (1985, Войницкий), «Утиная охота – 90» по Вампилову (1990, Кушак), «Пропавший сюжет» Зорина (1992, Дорогин), «Пат, или Игра королей» П. Когоута (1994, Франц), «Перекрёсток» Зорина (1998, Виктор), «Невидимки» Зорина (2004, роль Иннокентия автор посвятил Андрееву) и др.
В 1985–1988 гг. главный режиссёр Малого театра. Поставил спектакли по произведениям Ю. В. Бондарева – «Берег» (1978), «Выбор» (1982), «Игра» (1987), пьесу «Гости» Л. Г. Зорина (1988) и др.
В 1990–2012 гг. художественный руководитель Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой, с 2012 г. президент.
Как режиссёр сотрудничал с театрами Болгарии, Германии, Финляндии и др.
В кино дебютировал в 1954 г. (десятиклассник Володя – «Аттестат зрелости»). Запомнился зрителям в комедии «Доброе утро» (1955, Митя Ласточкин). Парадоксальную популярность принесла роль Виталия в фильме «Человек родился» (1956): зрители дружно осуждали красавчика-подлеца, бросившего возлюбленную, узнав о её беременности.
Своеобразная манера актёра отчётливо произносить каждое слово с сокрушённо-укоряющей интонацией вызывала интерес режиссёров, увидевших в нём идеального исполнителя ролей внешне положительных героев с внутренней «гнильцой» («Ночной патруль», 1957; «Жестокость», 1959; «Мост перейти нельзя», 1960; «Встречи на рассвете», 1968). Однако Андреев был убедителен и совсем в ином амплуа, в том числе в фильме «Сказка о царе Салтане» (1966, Салтан) и телефильме «Калиф-аист» (1968, Калиф).
Создавая положительные образы в фильмах и телефильмах «Гонки без финиша» (1977), «Повесть о молодых супругах» (1982), «Ложь на длинных ногах», «Прости меня, Алёша» (оба – 1983), «Хроника одного лета» (1984), «Джамайка» (1987), «Тишина» (1992), «На полпути в Париж» (2001), наделял своих героев душевной трепетностью, порой на грани сентиментальности, что со временем стало новой характерной краской в его творчестве.
Используя те же приёмы, но добавляя гротескные детали и придавая своим зловещим персонажам «змеиную» мягкость, Андреев по-особому раскрылся в отрицательных образах: Шешеня («Синдикат-2», 1980), криминальный авторитет Механик («Три дня вне закона», 1992), Баба-Яга («Горе-злосчастье», 2001) и др.
Как выразительный комедийный актёр проявился в фильмах «Стрела любви» и «Улыбка Мелометы» (оба – 2002).
Режиссёрский кинодебют – «Машенька Беленькая» (1967, телевизионный). Убедительной актёрской игрой при несколько выспренной театральности отличаются телевизионные постановки Андреева «Не в свои сани не садись» (1972), «Повесть о молодых супругах» (совместно с В. М. Бейлисом, 1982), «Ложь на длинных ногах» (совместно с В. А. Храмовым, 1983), «Деньги для Марии» (с Храмовым, 1985). Психологическая драма о духовных поисках интеллигенции после революции 1905 г. «Чудаки» (с В. И. Давидчуком, 1989) и тяготеющая к притче лента о жизни конца 1930-х гг. «Метель» (1990) выполнены в принципиально иной манере, сочетающей некую призрачность атмосферы с отточенным до нюансов реалистичным актёрским исполнением.
Среди других постановок на телевидении: «Наташа» (1968), «Всегда на марше», «Страницы живые» (обе – 1969), «Не зарастёт народная тропа» (1970), «Клоун» (1971).
Заниматься театральной педагогикой Андреев начал вскоре после окончания ГИТИСа. Ассистировал на режиссёрском курсе А. А. Гончарова, сотрудничал с другими мастерами. С 1972 г. заведовал кафедрой актёрского мастерства, с 1978 г. профессор кафедры режиссуры. Среди учеников: Е. А. Яковлева, В. В. Раков, Е. Б. Каменькович.
Жена – актриса Н. И. Селезнёва.
Государственная премия РСФСР (1980). Международная премия Станиславского (1993). Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства (2000). Российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2018).
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1979), Дружбы народов (1991), Почёта (2000). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (4-я степень – 1995, 3-я степень – 2005, 2-я степень – 2010, 1-я степень – 2020).