Микросреда организации
Микросреда́ организа́ции (англ. microenvironment), совокупность факторов и субъектов, оказывающих непосредственное влияние на социально-экономическую систему (организацию, территорию). Микросреда включает в себя внутреннюю среду социально-экономической системы (организации, территории) и ближайшее внешнее окружение.
Среди компонентов внутренней среды компании выделяются её организационная структура; распределение функций, ответственности, обязанностей; корпоративная культура, стиль руководства, социально-психологический климат.
При этом каждый элемент может быть проанализирован отдельно с учётом его специфики и с помощью методов, разработанных специально для каждого из них. Так, например, для культуры организации выделяются ключевые параметры, по которым проводится её анализ: количество сотрудников, разделяющих ценности компании; события, происходящие в жизни организации и отражающие её культуру; символы и характер поведения, соответствующие культуре компании; факты игнорирования событий, поведения и т. д.; ценности организации; ясность и понятность приоритетов культуры сотрудникам, их влияние на результаты деятельности компании.
Анализ структуры организации поможет определить ключевые функции для осуществления деятельности компании с учётом её специфики. При этом для организации, осуществляющей коммерческую деятельность, в качестве основных функций выделяются административная, производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая, коммуникационная. Для каждой из них могут создаваться отдельные подразделения или они могут совмещаться в работе некоторых департаментов. Если данные функции реализуются стихийно без чёткой ответственности за результаты, то достичь целей организации становится сложно. Для развивающихся компаний увеличивается сфера влияния, что также может способствовать усложнению её структуры. Анализ организационной структуры позволяет определить причины неэффективности деятельности, которые могут заключаться, например, в излишних запасах, чрезмерно сложных процессах, неиспользовании потенциала сотрудников и др. При этом анализ структуры может осуществляться как внутренними специалистами, так и внешними аудиторами.
Ближайшее внешнее окружение организации в основном представляется субъектами, с которыми она взаимодействует в процессе осуществления своей деятельности: клиенты/потребители её товаров или услуг, поставщики, посредники, занимающиеся сбытом её продукции, конкуренты на рынке, инвесторы, органы власти, местные сообщества и др. Для анализа данной составляющей микросреды могут быть использованы такие методы, как SWOT-анализ (часть факторов, анализируемых в данном методе, относится к микросреде), анализ по модели 5 конкурентных сил Майкла Портера, а также анализ для каждого отдельного компонента: конкурентный анализ, анализ потребителей и т. д.
Анализ клиентов организации подразумевает изучение их потребностей и предпочтений, на основе чего вырабатываются меры по изменению деятельности организации, в том числе во взаимодействии со своими покупателями. При этом последние не всегда являются потребителями товаров и услуг компании, что также необходимо учитывать.
Конкурентный анализ направлен на выявление преимуществ и недостатков конкурентов организации, изучение их деятельности. Результаты анализа учитываются при разработке конкурентных стратегий компании.
Поставщики обеспечивают организацию необходимыми ресурсами. При их выборе определяется надёжность поставок, качество поставляемых материалов или оборудования, их цены, а также эксклюзивность поставок (т. е. поставляется ли данная продукция конкурентам).
Сбытовые посредники позволяют активизировать продвижение и реализацию товаров и услуг компании. В то же время они могут усложнить данные процессы из-за удлинения каналов сбыта и увеличения стоимости товаров, что может способствовать падению спроса на продукцию организации.
Взаимодействие компании с инвесторами включает постоянное информирование инвестиционного сообщества о деятельности компании, что привлекает новых инвесторов и создаёт условия для справедливой стоимости её акций.
Отношения с органами власти и местными сообществами также имеют свою специфику. Органы власти осуществляют регулирование и контроль деятельности компаний в различных сферах, вводят квоты на производство определённых товаров и предоставление услуг, устанавливают пошлины, выдают разрешения, лицензии на определённого рода деятельность и т. д. В связи с этим многие компании имеют в своём штате такую должность, как GR-менеджер (GR – Government relations). Последняя предполагает коммуникации с государственными органами, защиту интересов организации, осуществление переговоров и встреч, составление договоров, сбор и анализ необходимой политической информации для руководителей компании.
Местное сообщество представляет интересы жителей территории, на которой компания осуществляет свою деятельность. Учитывая потребности и ожидания местных жителей, компания тем самым создаёт доброжелательное отношение к ней со стороны местного сообщества и предотвращает недовольство, которое может усложнить условия её работы или стать препятствием на пути к её функционированию на данной территории.