Анархо-коммунизм
Ана́рхо-коммуни́зм, одно из направлений анархизма, выступающее за безгосударственное и бесклассовое общество, состоящее из федераций самоуправляющихся общин-коммун. Основные решения о совместных действиях людей в таком обществе принимаются на общих собраниях заинтересованных индивидов и общин; координация на уровне федераций осуществляется через делегатов от коммун с императивным мандатом – наказом, обязательным для исполнения. Анархо-коммунизм предусматривает уничтожение административно-политической и экономической иерархии в обществе, ликвидацию института пользования и замену его равным и безвозмездным доступом всех членов общества к наличным и производимым благам. Также известен как анархический, или либертарный, коммунизм.
Анархо-коммунизм как одно из ведущих направлений классического анархизма сформировался в 19 в., после раскола Первого интернационала. Последний объединял мютюэлистов, т. е. последователей П.-Ж. Прудона, коллективистов М. А. Бакунина и коммунистов К. Маркса. За противостоянием анархистов и коммунистов скрывалась возможность дифференциации в рамках самого анархизма. На Бернском конгрессе 1876 г. Э. Малатеста дистанцировался от бакунинцев и коллективизма: вместе с П. А. Кропоткиным он проповедует освободительный, или либертарный, коммунизм, который предполагал не только обобществление средств производства, но и даровое распределение предметов потребления. Формально анархо-коммунизм был провозглашён в итальянской секции Первого интернационала на конгрессе во Флоренции в 1876 г. А. Костой, Э. Малатестой, К. Кафьеро и Э. Ковелли. Тем самым анархо-коммунизм отмежевался не только от марксистского коммунизма, но также от коллективизма Бакунина и тем более от индивидуалистического анархизма М. Штирнера.
Анархисты – и коллективисты, и коммунисты – в равной степени отрицали марксистское положение о необходимости организованной, прежде всего силами партии, борьбы рабочего класса, которая, по их мнению, неизбежно привела бы к новому авторитаризму. Расхождение между коллективистами и анархо-коммунистами наметилось в вопросе об обобществлении и распределении продуктов производства: коллективистская теория предполагала количественную оценку ценности труда, а потому и наличие того или иного централизованного экономического механизма, подсчитывающего эту ценность и выдающего трудящемуся её эквивалент в определённой форме. Это, в свою очередь, грозило созданием новой бюрократии и авторитарного механизма.
Анархо-коммунисты требовали немедленной реализации сформулированного Л. Бланом принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям» (Blanc. 1851. P. 92). Данный принцип не должен был быть опосредован государственным или бюрократическим механизмом. Соответственно, главным противником анархо-коммунизма стал государственный коммунизм, утвердившийся в 20 в. в странах победившего социализма. В то же время анархо-коммунисты заняли более радикальную позицию, чем теоретик анархизма Прудон, который считал возможным сохранение частной собственности, оставаясь в экономическом плане скорее социалистом. В 20 в. анархо-коммунизм стал ведущим идеологическим направлением анархизма, а его главными оппонентами оказались одновременно буржуазные и социалистические режимы, особенно сталинизм.
Ведущим теоретиком анархо-коммунизма к началу 20 в. оказался П. А. Кропоткин, соединивший и развивший в своём учении все основные положения классического анархизма. Главными пунктами учения Кропоткина были федерализм, взаимопомощь и коммунистический принцип распределения продуктов труда, отрицающий необходимость их квантификации. В коммунистическом обществе каждый трудящийся имел бы право на коллективный продукт, которым он мог бы пользоваться, независимо от его собственного вклада. Взаимопомощь мыслилась Кропоткиным как важная корректива к учению Ч. Дарвина о борьбе видов как условии эволюции. Помимо изучения мира природы, Кропоткин интересовался и этнографией. По его мнению, некоторые народы (такие, как эскимосы) отличались высоким уровнем взаимопомощи, что свидетельствует о коммунистическом потенциале человечества. В 20 в. эта линия исследований была продолжена многими этнологами. Так, П. Кластр в работе «Общество без государства» (Clastres. 1974) развил аналогичный тезис, заложив основу для анархистской антропологии. К теоретикам анархо-коммунизма также относят Э. Реклю, Жана Грава, Эмилио Лопеса Аранго, Э. Гольдмана и Александра Беркмана.
В 20 в. анархо-коммунизм неизменно противостоял коммунизму, как его представляли коммунистические партии. Важнейшим практическим этапом анархо-коммунизма явилась коллективизация средств производства и земель в республиканской Испании в революционный период 1936–1938 гг., опиравшаяся на сильнейшие традиции испанского анархизма. К истории практического анархо-коммунизма причисляется т. н. Вольная территория, или Гуляйпольщина, Н. И. Махно в 1918–1921 гг. Более поздним экспериментом в области практического анархо-коммунизма можно считать программу Сапатистской армии национального освобождения в мексиканском штате Чьяпас, где после 1994 г. на некоторых территориях государственное управление было полностью вытеснено и заменено коммунитарными крестьянскими структурами, построенными по модели анархо-коммунизма.
Также предпринимались неоднократные попытки снять противоречия между анархизмом и официальным коммунизмом. Так, в 1960–1970-х гг. Даниэль Герен (Guérin. 2003) разработал либертарный марксизм, т. е. синтез анархизма и марксизма. Герен предложил анархизму освоить материалистическую интерпретацию истории, разделяемую официальным марксизмом, тогда как марксизму – отказаться от авторитаризма.
После 1960-х гг., несмотря на некоторые попытки реализации анархистской программы классического типа, с обобществлением средств производства и устранением бюрократических систем правления (в том числе в Латинской Америке), анархо-коммунизм в развитых странах во многом слился с новейшими освободительными движениями – экологическими, постколониальными и альтерглобалистскими.