Одномерный человек
Одноме́рный челове́к (англ. One-Dimensional Man), неомарксистская концепция, изложенная в одноимённой книге 1964 г. американо-германского философа Г. Маркузе (1898–1979). Под одномерным человеком подразумевается потребитель-конформист, продукт развитого капиталистического общества середины 20 в. Маркузе утверждает, что развитый капитализм не подавляет рабочий класс силой, но приручает, навязывая людям ложные потребности. Разорванность между сущим и должным в сознании людей преодолевается за счёт уступок со стороны капитала и «репрессивной десублимации». Последняя выражается в том, что человек удовлетворяет элементарные потребности, например, в сексе, но теряет способность мечтать. Ключевую роль в формировании одномерного человека играют медиа и массовая культура.
Маркузе считает, что в современном ему западном капиталистическом обществе господство приобрело форму администрирования, сила которого в том, что оно заставляет считать себя «разумным», потому что производит как минимум видимость постепенного улучшения условий жизни. Агентом администрирования выступает в числе прочего язык рекламы, медиа и даже современной аналитической философии. Маркузе указывает на то, что позитивистский язык устраняет из дискурса диалектические формы мышления, схватывающие противоречия между понятиями. На место критических категорий приходят операциональные понятия – «технологическое поведение» и «социальные привычки мышления». Познавательная, творческая функция языка замещается магическими, авторитарными и ритуальными элементами. Так, в мышлении одномерного человека уменьшается напряжение между видимостью и реальностью, фактом и его движущей силой, субстанцией и атрибутом.
Одномерное общество создаёт иллюзию устранения классовых противоречий. Если ранее аристократия и крупная буржуазия отличались от рабочих в культурном потреблении, в обществе массового потребления люди из разных классов читают одни и те же газеты, следуют одним и тем же тенденциям. С точки зрения Маркузе, это говорит не об устранении классового антагонизма, а о том, что пролетариату внушили определённые типы потребностей и научили удовлетворять их так, чтобы это способствовало воспроизводству истеблишмента.
Как и для философов-неомарксистов, для Г. Маркузе характерно убеждение, что рабочий класс оказался коррумпирован капиталом и вряд ли сможет сыграть роль революционного субъекта. В качестве такого субъекта философ видел мигрантов, темнокожих, богему, экологических активистов – всех тех, кто определил очертания культурной революции конца 1960-х гг. и с тех пор усилил влияние в публичном поле. «Одномерный человек» Маркузе наравне с «обществом спектакля» Г. Дебора или «желающими машинами» Ж. Делёза и Ф. Гваттари – одна из важнейших концепций для леворадикальной молодёжи 1960-х и начала 1970-х гг.