Инвайронментализм
Инвайронментали́зм (от англ. environment – окружающая среда, природа), общетеоретическая и мировоззренческая ориентация, в центре внимания которой находится взаимодействие общества и природы. Инвайронментализм как направление теоретизирования проявляется в различных областях социальной науки – в социальной философии, социологии, политэкономии, политической науке, антропологии, социальной географии, этике, эстетике, праве и др. Зачастую инвайронментальные теории обладают качеством междисциплинарности. Инвайронментализмом называют также социальное/политическое/природоохранное движение за качество среды обитания.
Инвайронментализм следует отличать от социальной экологии – специальной теории, сосредоточенной на изучении закономерностей и форм взаимодействия общества в целом и отдельных его институтов со средой обитания (как природной, так и рукотворной), на многообразии связей социальных изменений с изменениями в жизнеобеспечивающих материальных предпосылках социальных процессов.
В широком смысле инвайронментализм представляет идею преобладания внешних обстоятельств и сил, окружающей среды над внутренними процессами и структурами.
Истоки
Идейными истоками и ресурсами для инвайронменталистского теоретизирования служат как философия Ш. де Монтескьё и Ж.-Ж. Руссо, так и разновидности социал-дарвинизма, эпигенетики, бихевиоризма (Ф. Гальтон, К. Пирсон, Ч. Б. Девенпорт). В социальных науках инвайронментализм появляется почти одновременно в антропологии, психологии, социологии, философии (Ф. Боас, Р. Парк, Р. Лоуи, А. Крёбер, У. Уотсон, Дж. Дьюи). В формировании человеческой природы и поведения акцентируется преимущество научения, воспитания и среды над инстинктами и органическим началом.
После 2-й мировой войны инвайронментализм популяризируется и получает широкое распространение как социальное движение, главным образом за улучшение качества окружающей среды (природной, сельской, городской, социальной в целом). В это же время активизируются различного рода социальные исследования (экономические, социологические, психологические и др.) взаимодействия общества и окружающей среды, в результате которых выясняется, в частности, что популярная поддержка и интерес к инвайронментализму напрямую связаны с периодами экономического роста и относительного материального благосостояния: чем выше показатели благосостояния, тем больше запрос на чистую, безопасную окружающую среду (Дж. У. Стокинг). В исследовательской практике меняются и представления об иерархии потребностей человека, где изначально природной среде отводилась роль ресурса, или средства, удовлетворения потребности физического выживания; теперь акцент перемещается на эстетические, творческие, духовные потребности, природная среда выступает необходимым условием самореализации творческой личности, становясь «нематериалистической ценностью». Как кульминация движения в этом направлении намечается отказ от антропоцентризма социальных наук и разрыв между «консервационистами» (признающими самоценность природной среды, безотносительно к потребностям человека) и «прогрессистами» (ратующими за экономический рост, технологический прогресс и научное планирование, в ходе которых и будут решены все инвайронментальные проблемы).
Начиная с 1960-х гг. радикально меняется тематика и терминология дебатов о проблемах окружающей среды благодаря развитию экологии как науки и оформлению её в академическую дисциплину. Результаты исследований этой науки всё чаще используются в других социальных науках, занимающихся инвайронментальной проблематикой, равно как и в политическом дискурсе.
Другим важным фактором, определившим дальнейшее развитие и выдвижение на передний план обсуждения социально-экологических вопросов, послужило признание глобального воздействия человеческой хозяйственной активности на качество среды обитания, представляющей угрозу выживанию (истощение природных ресурсов, различного рода загрязнения, парниковый эффект, изменения климата и др.); появляется специальный термин, обозначающий параметры этой угрозы, – «несущая способность среды». В 1970-х гг. инвайронментализм начинает приобретать алармистские коннотации, связанные уже не столько с утратой идиллической гармонии с нетронутой природой, сколько с угрожающим жизни превышением «несущей способности среды».
Инвайронменталистское социальное движение в это время принимает 3 основные формы:
1) образуются группы внутри политических партий и парламентские фракции, требующие экологических реформ;
2) формируются собственно политические партии «зелёных», выступающие за сбалансированную экологическую политику во всех отраслях экономики;
3) появляются группы давления, не связанные с какими бы то ни было политическими партиями и практикующие самый широкий спектр акций – от агрессивных публичных выступлений до закрытых экспертных сообществ и лоббирования в официальных структурах.
В более узком смысле инвайронментализм (инвайронментальная социология) – одна из исследовательских дисциплин, использующая социально-экологический подход, ограничивая его рамками локального сообщества и его взаимодействия с окружающей средой. Инвайронментальная социология описывает механизмы оптимизации связей природно-социального континуума (между социальной системой и экосистемой) на локальном уровне.
Инвайронментализм в социологии
Теоретическое развитие инвайронменталистских идей в социологии началось ещё в Чикагской школе (Р. Парк, Э. Бёрджесс, Р. Маккензи, Л. Вирт) и продолжилось в русле структурного функционализма (А. Хоули, О. Дункан, Л. Шноре) разработкой теории «экологического комплекса», состоящего из населения (популяции), организации, среды и технологии. Функционализм этой теории позволял делать обширные и детальные описания социальных организаций, но причины их развития и изменения помещались вовне – в среде. Среда же наделялась одной функцией – размещения социальных организаций в пространстве. Причинные связи между компонентами «комплекса» не прояснялись, а понятие среды оставалось качественно неопределённым.
К 1980-м гг. на основании предшествующих социально-экологических концепций в социологии сформировалась «Новая инвайронментальная парадигма» (New environmental paradigm, NEP), претендующая на реформирование социальных наук в целом путём отказа от категориального противопоставления общества и природы и от традиционного «антропоцентризма» социальных наук. Основные положения NEP сводятся к 4 тезисам:
1) люди, несмотря на исключительные характеристики (культура, технология и т. п.), всё же являются одним из многих видов живых взаимозависимых существ;
2) как бы ни была человеческая деятельность обусловлена социальными и культурными факторами, она в то же время не свободна и от сложной (не всегда познанной) биофизической зависимости, что делает результаты этой деятельности непредсказуемыми;
3) человеческая деятельность неизбежно испытывает ограничения биофизической среды (её «несущей способности»);
4) научный и технологический прогресс, хотя и способен в определённой мере контролировать и даже нивелировать проблемы окружающей среды, не в силах отменить или преобразовать законы природы (У. Каттон, Р. Данлап).
Перспектива развития общества в условиях истощения невозобновляемых ресурсов обозначена снижением качества жизни, интенсификацией конкуренции между «потребительскими единицами», глобализацией этой конкуренции, усилением конфликтогенных факторов. Следствием ужесточения «экологического дефицита» является и девальвация общепринятых ценностей, разрыв групповых связей, утрата навыков солидарности, словом – социальная аномия как характеристика современной глобальной экологической ситуации. Поэтому как одну из важнейших своих задач парадигмального масштаба NEP рассматривает радикальное преобразование системы ценностей современного общества и формирование новых образцов поведения – поведения, экологически оправданного. Новая инвайронментальная биоэтика противопоставляется традиционному «антропоцентризму» и выстраивается на 3 типах ценностных ориентаций: биоцентризме (всё живое обладает имманентной ценностью, независимой от пользы для человека; эмоционально-философское переживание единения с природой), экологизме (опирается на научное объяснение взаимодействия общества и окружающей среды в терминах «динамично сбалансированной системы»; ценностью обладает стабильное функционирование системы в целом, а не уникальность каждого отдельного её элемента), экономизме (разумное, рациональное использование природных ресурсов для экономического роста и благосостояния как можно большего числа людей «здесь и сейчас», а не консервация их для будущих поколений).
Сторонники биоэтики, в свою очередь, подразделяются на «глубоких» и «поверхностных» инвайронменталистов. «Глубокие» (А. Несс, Б. Девалл, Дж. Сешонс) отстаивают идею «биосферного эгалитаризма» – равную и присущую всем живым существам ценность, воспринимаемую как интуитивно ясная и очевидная аксиома. Все другие виды аксиологии, допускающие малейший утилитаризм в отношении к природе, приравниваются к антропоцентризму и называются «поверхностными». Инвайронменталистам в определённой мере удалось разграничить и противопоставить друг другу объективно-нормативный аспект биоцентристских ценностей (природная среда как условие и ограничитель человеческой деятельности) и субъективно-установочный (среда как средство), но при этом в инвайронментальной этике не было достигнуто единства этих аспектов – восприятия среды как цели человеческой воспроизводственной деятельности и как основной культурной ценности, формирующей идентичность человека.
Пытаясь вывести свои ценностные установки в социальную практику, инвайронменталисты вынуждены признать недостаточность просветительских методов. Тем более что они требуют не просто дополнить другие системы ценностей биоцентристскими, но отвести им главенствующую роль в этих системах. Такое требование равносильно призыву к жертвенности, к отказу от привилегий человеческого рода, от определённых преимуществ культуры и технологии, связанному с риском для выживания. Отказаться же от достигнутых преимуществ цивилизации человека можно только заставить, и по мере того как обнаруживается неэффективность просветительских кампаний, инвайронменталисты всё чаще обращаются к силовой стратегии (бойкоты, судебные разбирательства, обращения в законодательные органы, создание собственных лобби, политических партий, фракций, групп давления и др.), т. е. обращаются к политическим средствам осуществления биоцентристского идеала – устойчивого самодостаточного общества.
Вступление инвайронменталистов в сферу политики способствовало поляризации движения на группы интересов, каждая из которых выбирала свои политические средства в локальных конфликтах. Активизация политической деятельности и устойчивое присутствие инвайронменталистов в политике было обусловлено как событиями высокорискованных технологических катастроф (Три-Майл-Айленд, Чернобыль, Бхопал, Фукусима) и осознанием связи природных катастроф с человеческим фактором (опустынивание, парниковый эффект, пожары, неурожаи и т. п.), так и тем фактом, что современные издержки экономического и технологического развития (шум, химикализация и генная модификация продуктов, общее загрязнение среды, эпидемии и пандемии) не поддаются компенсации или нейтрализации ни для одной из социальных групп. Вдобавок в современном информационном обществе распространение как оценок рисков и различного рода экологических знаний, так и алармистских настроений в короткие сроки приобретает глобальный характер благодаря современным СМИ.
В целом инвайронментальная наука (социальная прежде всего) акцентирует внимание на противоречиях взаимодействия общества и природы как двух неподвластных в конечном счёте человеку стихий; на зависимости всех сторон человеческой жизни (экономической, социальной, культурной) от сложных связей в биоэкосистеме; на постановке экологических проблем как социально значимых (на макро- и микроуровне); на новой трактовке самого понятия «социального» в соответствии с расширением сферы его применения по сравнению с традиционной социологической теорией, абсолютизировавшей антропоцентристский «герметизм» и антиредукционизм социальной науки.