Апартеид
Апартеи́д, апартхейд (африкаанс apartheid – обособление, раздельное существование), 1) система расовой дискриминации, политического и социального угнетения расовых и национальных групп небелого населения; 2) официальная политика расовой сегрегации, практиковавшаяся в Южно-Африканском Союзе (ЮАС) и Южно-Африканской Республике (ЮАР), а также в Намибии.
Истоки политики апартеида
Начало официального закрепления системы расовой и национальной дискриминации было положено Актом о Южной Африке (1910), оформившим создание нового союзного государства, в котором объединились колонии Великобритании (Капская колония и Наталь) и потерявшие независимость после англо-бурской войны 1899–1902 гг. бурские республики (Трансвааль и Оранжевое Свободное Государство). Акт действовал более 50 лет и лёг в основу Конституции ЮАР 1961 г. Вместе с тем Великобритания ещё в 19 в. ограничивала права на переселение африканцев в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и людьми смешанного происхождения (цветными). Африканцам запрещалось не только переселяться на эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката. Некоторые законы 1-й половины 20 в. в ЮАС также носили признаки дискриминации и сегрегации, примером этого можно назвать закон «О землях туземцев» (1913), согласно которому африканцам запрещалось приобретать земельную собственность в большинстве районов страны. После 1924 г. были приняты законы, запрещающие доступ небелым рабочим в сферу деятельности европейцев и ограничивающие избирательные права небелого населения.
Официально политика апартеида стала государственной системой после прихода к власти в 1948 г. Национальной партии (НП). Поражение буров в англо-бурской войне 1899–1902 гг. способствовало развитию африканерского национализма. В 1910 г. была создана Южно-Африканская партия во главе с Л. Ботой − политическая организация националистов. Из-за внутренних противоречий в 1913 г. от неё отделилось наиболее радикальное крыло, и в следующем году была создана НП во главе с Д. Б. Герцогом. Радикализация НП проходила параллельно со сращиванием её с тайной националистической организацией африканеров «Брудербонд» («Братский союз»). Эта организация элиты, созданная в 1918 г., немногочисленная и закрытая, была ведущей силой в формировании и распространении идей африканерского национализма. Входя в межвоенный период во все правительства, но не имея большинства, НП тем не менее проводила свою политику.
В ходе предвыборной кампании перед всеобщими выборами 1948 г. НП сделала основой своей программы политику апартеида, основные положения которой были разработаны ещё до Второй мировой войны. Идеи апартеида тесно увязывались с идеологией и традициями африканеров, поэтому в доктрине апартеида особое место занимали ссылки на постулаты Голландской реформатской церкви, к которой принадлежала подавляющая их часть. Ссылаясь на Библию, авторы политики апартеида заявляли, что каждой расе предназначен особый исторический путь развития и образ жизни и поэтому ассимиляция губительна для всех рас, особенно для «высшей». Также идеологи апартеида утверждали, что в Южной Африке невозможно создание единого многонационального государства в силу того, что объективно существующие расовые, языковые, культурные, религиозные и иные различия неизбежно ведут к возникновению непреодолимых противоречий между этническими группами. Выиграв с небольшим отрывом выборы, НП превратила апартеид в основу государственной политики.
Политика Национальной партии и создание системы апартеида
После прихода к власти правительство НП сразу же инициировало процесс законодательного оформления апартеида на основе уже давно выработанной идеологии и практики. Южноафриканским парламентом был принят ряд законов, резко усиливших расовую сегрегацию, существовавшую в стране и раньше. Правительства Национальной партии, сменявшие друг друга, возглавляемые последовательно Д. Ф. Маланом, Й. Г. Стрейдомом, Х. Ф. Фервурдом, ужесточали дискриминацию: государство установило для небелых барьеры на получение профессий, завуалированные формы принудительного труда и другие формы внеэкономического принуждения.
Законами «О запрещении смешанных браков» (1949) и «О борьбе с безнравственностью» (1950) запрещались браки и внебрачные связи между белыми и небелыми.
Согласно закону «О регистрации населения» (1950) предусматривалось разделение всего населения сначала на три группы: европейцы (белые), цветные (метисы, азиаты и потомки народов сан и кой-коин) и африканцы (банту). Правительство НП стремилось свести к минимуму употребление в официальных документах слова «туземец», обычно использовавшееся до этого для обозначения представителей коренного населения, и заменило его наименованием «банту». Позже из категории цветных была выделена группа азиатов (прежде всего индийцы).
Согласно «Акту о групповых областях или о расселении по группам» (1950) страна была разделена на несколько «групповых», или «этнических», областей, каждая из которых была отдана определённой расовой группе. Закон об обеспечении раздельных услуг (1953) запрещал людям разных рас пользоваться одними и теми же общественными местами и заведениями. В 1951–1954 гг. был принят ряд дискриминационных законов: «О расселении туземцев», «О туземцах, проживающих в городах», «О земельных правах азиатов» и др.
Ряд законов касались непосредственно африканского населения. Закон о самоуправлении банту (1951) создал для них отдельные «правительственные» структуры. Закон «О городских областях банту» (1954) ограничил миграцию африканцев в города. Закон «Об инвестиционных корпорациях банту» (1959) создал механизм перевода капитала в территории, отводившиеся африканскому населению, – бантустаны, что позволило создавать там рабочие места. Закон об улучшении самоуправления банту (1959) ввёл отдельные территориальные правительства на землях, где проживали банту.
Закон «Об образовании банту» (1953) полностью передал государству в лице Департамента по делам банту контроль над школьным образованием африканцев. Для них создавались отдельные учебные заведения в виде общинных, государственных и частных школ, последние должны были пройти обязательную государственную регистрацию. Также отдельные школы создавались для других групп населения. В 1964 г. вступил в силу закон об образовании цветных, в 1965 г. – индийцев, в 1967 г. – белых. Таким образом, дети каждой расовой группы учились в отдельных учебных заведениях, по разным программам и учебникам. Уровень образования европейцев и неевропейцев существенно различался, как и условия обучения и его финансирование.
В 1959 г. был принят закон о создании бантустанов − закон «О развитии самоуправления банту». По нему было ликвидировано представительство африканского населения в парламенте и положено начало процессу создания бантустанов (или хоумлендов) – псевдогосударственных образований на территории ЮАР. Политика апартеида предусматривала «соблюдение территориальной и политической сегрегации в разделении европейского и неевропейского населения в целом по месту жительства» и, насколько это осуществимо, в сфере производства. Дискриминационный характер политики бантустанизации состоял в том, что бантустаны создавались вопреки воле темнокожего большинства населения. Районы, выделенные африканцам, составляли лишь около 14 % территории страны. В основном это были малоплодородные и засушливые земли, лишённые (кроме Бопутатсваны) минеральных ресурсов. Осуществлялось насильственное переселение. Было создано 10 бантустанов: Транскей, Бопутатсвана, Венда, Сискей, Газанкулу, Лебова, Куакуа, Квазулу, Кангване и Квандебеле. Правительство ЮАР осуществляло полный экономический и политический контроль над бантустанами. Тем не менее формально они находились на разных стадиях самоуправления, а некоторые даже получили «независимость»: Транскей (1976), Бопутатсвана (1977), Венда (1979), Сискей (1981). После падения режима апартеида бантустаны были упразднены.
В 1970 г. был принят закон «О гражданстве бантустанов», который поменял статус жителей бантустанов: они потеряли гражданство ЮАР. Африканцы были приписаны к одному из десяти существовавших бантустанов, которые были объявлены для них «национальным отечеством». Тем самым предполагалось сделать белых большинством в белой части страны.
В области трудового законодательства к дискриминационным законам относились: «О шахтах и работе» (1956), узаконивавший расовую дискриминацию при приёме на работу, «О туземной рабочей силе» (1953), усложнявший условия деятельности профсоюзов африканских рабочих, «Об арбитраже в промышленности» (1956), закрепивший за представителями каждой расовой группы определённые виды работ, в результате чего небелое население было лишено права получать большинство квалифицированных профессий.
В области просвещения также был принят закон «О расширении университетского образования» (1959), вводивший отдельные университеты для африканцев, цветных и индийцев, а для африканцев – даже отдельные для каждой расовой группы, и «Указ о преподавании на африкаанс» (1974), согласно которому вне бантустанов обучение должно было проходить на английском и африкаанс поровну.
Борьба с апартеидом и реакция властей ЮАР
Власти ЮАР систематически преследовали противников апартеида. В соответствии с принятым в 1950 г. законом «О подавлении коммунизма» была запрещена Южно-Африканская коммунистическая партия (ЮАКП), боровшаяся за ликвидацию апартеида. В 1960 г. были также запрещены Африканский национальный конгресс (АНК) и другие оппозиционные организации. В начале 1960-х гг. были закрыты периодические издания, наиболее энергично выступавшие за отмену сегрегации. Согласно законам «О мятежных сборищах», «О подрывной деятельности», «Об общественной безопасности» и других власти получили возможность проводить самые жестокие репрессии против участников национально-освободительного движения. В середине 1960-х гг. были осуждены на пожизненное заключение Н. Мандела, У. Сисулу, А. Фишер и ряд лидеров движения против апартеида.
Политика апартеида вызвала волну протеста не только в ЮАР, но и по всему миру. В самой Африке против апартеида выступала Организация африканского единства (ОАЕ), поставившая одной из главных задач ликвидацию апартеида. Под давлением африканских и азиатских стран – членов Британского Содружества наций, выступавших против расистского режима в ЮАС, правительство ЮАС объявило о выходе из Британского Содружества наций и создании с 31 мая 1961 г. Южно-Африканской Республики.
Вопрос о расовой дискриминации в ЮАР не сходил с повестки дня Генеральной Ассамблеи (ГА) и Совета Безопасности (СБ) ООН. 21 марта 1960 г., день расстрела демонстраций против апартеида в Шарпевиле и Ланге, был объявлен ООН Международным днём борьбы против расизма. В 1962 г. ГА ООН потребовала принятия решительных мер вплоть до исключения ЮАР из ООН и применения санкций против неё. В 1977 г. СБ ООН принял резолюцию об установлении эмбарго на поставки оружия в ЮАР. По призыву ООН с 21 марта 1978 г. был проведён Международный год борьбы против апартеида. По решению ООН с 1973 г. проводилось Десятилетие действий против расизма и расовой дискриминации, а с 1983 г. – второе Десятилетие. Большинство государств Африки и мира бойкотировали правительство ЮАР.
В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр, организованный африканскими странами в 1976 г. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.
С середины 1970-х гг. режим апартеида начал сталкиваться с существенными трудностями в разных областях, что привело сначала к его реформированию, а затем и демонтажу. На смену колониальным властям в Анголе и Мозамбике пришли революционные правительства. В 1980 г. была провозглашена независимость Зимбабве. Эти страны превратились из союзников в противников ЮАР и образовали вместе с рядом других стран Африки группу государств, открыто поставивших своей задачей борьбу против режима апартеида. Ухудшение экономического положения ЮАР в начале 1980-х гг. также способствовало реформам.
В самой ЮАР массовые выступления, начавшиеся в 1972–1973 гг. с крупных забастовок в важнейших промышленных центрах страны, завершились восстанием в Соуэто (1976). И хотя активизация антирасистских протестов вызвала новую волну репрессий, пришедшее к власти в 1978 г. правительство П. Боты провозгласило программу реформ, заявив о некотором расширении прав цветного и индийского населения страны. В 1984 г. была принята новая конституция, вычленившая из группы небелого населения цветных и индийцев; создавался трёхпалатный парламент, представлявший интересы белых, цветных и индийцев. Продолжал существовать созданный в 1980 г. президентский совет с участием четырёх расовых групп населения (белых, индийцев, цветных и китайцев).
Также в ряду реформ оказались действия правительства по улучшению положения в бантустанах. Была снята официальная установка на получение ими экономической самостоятельности. В бантустанах началось освоение полезных ископаемых и развитие товарного сельского хозяйства, были созданы предприятия по переработке сырья и изготовлению потребительских товаров. Была значительно повышена заработная плата африканских рабочих, принято новое трудовое законодательство, внесены изменения в закон о пропусках, повысившие мобильность небелого населения, в районах проживания африканцев в белых городах (тауншипах) снят ряд ограничений на занятие предпринимательской деятельностью, создан Африканский банк. Африканцам было разрешено пользоваться рядом ранее исключительно белых общественных мест (библиотеки, парки, кинотеатры, рестораны). Не отказываясь от самого принципа сегрегации в обучении, правительство приняло меры для расширения и улучшения сферы среднего и высшего образования африканцев. В 1981 г. был принят закон «Об обучении африканских ремесленников», т. е. квалифицированных рабочих. Увеличивалось число профессионально-технических школ для африканцев.
Демонтаж системы апартеида
Тем не менее политика реформирования апартеида не принесла желаемых результатов, поскольку она исходила не из принципа ликвидации, а из идеи модернизации системы. А это в корне противоречило требованиям африканского населения. К середине 1980-х гг. движение против апартеида в стране развернулось с новой силой. Кроме того, принятие Конгрессом США закона о санкциях против ЮАР (1986), за которыми последовали аналогичные действия стран – членов ЕС, уход многих крупных компаний из страны, признание АНК ведущими странами Запада нанесли существенный удар по режиму Претории.
Парламентские выборы 1989 г. проходили в напряжённой обстановке, давление на режим оказывалось с разных сторон. Правящая Национальная партия была вынуждена кардинально пересмотреть свой политический курс. Ф. де Клерк, сменивший на посту президента П. Боту, начал претворять новую политику в жизнь. На открытии сессии парламента в феврале 1990 г. он объявил о снятии запрета на деятельность АНК, Панафриканского конгресса и о полном освобождении Нельсона Манделы. Все законы о расовой сегрегации отменялись с 1991 г. Также было заявлено, что белые школы примут учеников других расовых групп. 2–4 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключённых. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. Всего в ЮАР вернулись около 6000 политических эмигрантов, около 1000 были выпущены из тюрем.
В апреле 1994 г. на основе новой переходной конституции прошли первые в истории ЮАР нерасовые демократические выборы. Первое место на выборах получил АНК, набрав 62,65 % голосов, было сформировано Правительство национального единства. Новый парламент, приведённый к присяге 9 мая 1994 г., единодушно избрал Н. Манделу президентом ЮАР, вице-президентами стали Т. Мбеки от АНК и Ф. де Клерк от НП. Формирование нового, нерасового государства в ЮАР получило своё развитие с принятием нового основного закона, действующего с 4 февраля 1997 г.