Анархо-синдикализм
Ана́рхо-синдикали́зм, направление анархизма, в котором главным методом уничтожения капиталистического общества и построения нового бесклассового общества считается прямое действие рабочих коллективов.
Политическая история
В качестве теории и практики анархо-синдикализм возник во Франции в конце 19 в., когда анархисты стали приобретать всё больше влияния в рабочих организациях и на биржах труда. Биржи труда (bourses de travail) были изобретены либеральным экономистом Г. де Молинари и первоначально выполняли функцию распределения рабочих по рабочим местам при посредстве профсоюзов, но впоследствии приобрели более важную роль, став «домами народа», или «домами трудящихся», и превратившись в прообраз горизонтально организованных трудовых коллективов. На анархистов, интегрировавшихся в рабочие организации и видящих в рабочих главную силу, способную ниспровергнуть капиталистический строй, значительное влияние оказали П.-Ж. Прудон с его теорией «социальной ликвидации» и О. Бланки, а также М. А. Бакунин и К. Маркс, от которого анархо-синдикалисты дистанцировались, не признавая руководящей роли партии и необходимости пролетарской революции. Во Франции анархо-синдикализм получил также название «революционного синдикализма».
В 1895 г. французские анархисты получили контроль над Национальной ассоциацией бирж труда. Лидерами анархо-синдикалистского движения выступили Ф. Пеллутье, один из организаторов бирж труда, и Э. Пуже, анархист и главный редактор издания «Папаша Пинар» (Le Père Peinard) (Пуже. 1922). Усиление влияния анархо-синдикализма среди рабочих привело к тому, что во французской Всеобщей конфедерации труда (Confédération générale du travail, CGT), основанной в 1895 г., контроль над организацией оказался в руках анархистов. После Первой мировой войны и Октябрьской революции профсоюзные организации, в том числе CGT, встали перед выбором: в какой мере поддержать большевистскую программу. В 1921 г. CGT раскололась, образовав пробольшевистскую Единую всеобщую конфедерацию труда (Confédération générale du travail unitaire), примкнувшую к Красному интернационалу профсоюзов (КИП). Термин «анархо-синдикализм» в этот период во многом использовался в качестве уничижительного, в частности генсеком КИП А. Лозовским. Раскол внутри профсоюзного движения привёл к организации в 1922 г. важнейшей анархо-синдикалистской организации – Международной ассоциации трудящихся (МАТ, или Берлинский интернационал профсоюзов), по названию совпадающей с Первым интернационалом. Значимым программным новшеством МАТ стал разрыв с любыми политическими партиями.
Во Франции крупнейшей анархо-синдикалистской организацией стала созданная в 1926 г. Всеобщая конфедерация труда – Революционный синдикалист (Confédération générale du travail – Syndicaliste révolutionnaire), запрещённая в 1939 г. Не пережив Второй мировой войны, она слилась с французской Всеобщей конфедерацией труда, к тому времени растерявшей анархистский потенциал.
Наиболее значимой в Европе анархо-синдикалистской организацией 1-й половины 20 в. являлась испанская Национальная конфедерация труда (Confederación Nacional del Trabajo, CNT), основанная в 1910 г. К 1936 г. испанская CNT насчитывала около 2 млн членов, в ответ на франкистский мятеж она инициировала коллективизацию земель и промышленных предприятий на контролируемых ею территориях. Активисты CNT первыми отправлялись на революционный фронт. Поражение в гражданской войне в Испании заставило многих испанских активистов эмигрировать во Францию, где они впоследствии участвовали в партизанских операциях на юге страны. После войны они также принимали участие в создании французской Национальной конфедерации труда.
Значительное влияние в период до 2-й мировой войны анархо-синдикализм приобрёл в странах Латинской Америки. В Аргентине массовой организацией такого рода стала Рабочая региональная федерация Аргентины (Federación Obrera Regional Argentina, FORA). Она выступила организатором нескольких всеобщих стачек, также ею поддерживался известный анархистский журнал «Протест» (La Protesta).
К началу 2-й мировой войны и после анархо-синдикалисты столкнулись с противодействием марксистов во многих профсоюзных организациях и впоследствии не смогли удержать гегемонию в рабочем движении. После 1960-х гг. антиавторитарные и антикапиталистические анархистские движения, в том числе в рабочей среде, получили новый толчок зачастую в связке с новейшими освободительными течениями.
Учение и идеологи
В своей доктрине классический анархо-синдикализм делал ставку на прямое действие рабочих организаций, прежде всего на всеобщую стачку как инструмент не только давления на буржуазию, но и в конечном счёте уничтожения самого буржуазного строя. Позитивная программа анархо-синдикализма заключалась в создании свободной федерации рабочих, в основе которой – профсоюз или синдикат, понимаемый в качестве ассоциации самоуправляющихся производителей. Синдикаты связывались друг с другом при помощи бирж труда, которые действовали в качестве горизонтальных организаций, обеспечивающих регулирование занятости и экономического планирования. Администрация бирж должна была выбираться из числа рабочих, её задача заключалась в том, чтобы оценивать возможности и нужды производственного региона, поддерживать связь с другими биржами труда и с промышленной системой в целом, регулировать транспортировку и распределение материалов и продуктов производства.
Анархо-синдикалисты, считая государство и его политическую систему инструментом капиталистического угнетения, отказались от политических инструментов достижения своих целей, отдав приоритет прямому действию. Особое внимание ко всеобщей стачке обосновывалось также тем, что за пределами трудового процесса рабочие неизбежно размежёвывались в своих предпочтениях, которые эксплуатировались различными партиями, а потому рабочее движение в условиях обычной демократической, т. е. партийной политики раскалывалось. Соответственно, противовесом к этому политическому раздроблению могла быть только собственная организация рабочих, способная объявить забастовку.
Крупнейшим теоретиком анархо-синдикализма начала 20 в. стал Ж. Сорель (Сорель. 2013). Сорель, испытав на себе влияние столь разных авторов, как П.-Ж. Прудон, Ф. Ницше, К. Маркс и А. Бергсон, пришёл к выводу о бесперспективности демократической борьбы, которая им ассоциировалась с экономизмом и «энтропией», т. е. самопроизвольной утратой упорядоченности, представление о которой он позаимствовал из физики. Энтропии Сорель противопоставил своё учение о «насилии», которое мыслилось как апофеоз силы трудящихся, проявляющейся во всеобщей стачке. Последняя, однако, не носила инструментальной цели, скорее она выступала пролетарским «мифом», в котором объединялись индивидуальные воли рабочих. Насилие, противопоставляемое Сорелем государственной «силе» (и сближаемое с «волей к власти» Ницше), выражало творческий акт человека, который по своей сути всегда анархичен, т. е. безвластен. В то же время насилие не аморально, но представляло собой мораль производителей, тогда как творческое начало совпадало с пролетарской производительностью. Влияние идей Сореля оказалось неоднозначным: так, некоторые из его последователей (в частности, Ж. Валуа) сблизились с праворадикальной организацией L'Action française. Также утверждалось влияние идей Сореля на Б. Муссолини и проект построения итальянского корпоративного государства.
Другим значимым теоретиком анархо-синдикализма 1-й половины 20 в. стал немецкий анархист Р. Рокер (1873–1958), составивший программу созданного в 1919 г. Союза свободных рабочих Германии (Freie Arbeiter Union Deutschlands, FAUD). Его работа «Анархо-синдикализм. Теория и практика» (1938) выдержала множество переизданий, к одному из них (Rocker. 2004) предисловие было написано Н. Хомским, также называвшим себя анархо-синдикалистом. Хомский подчёркивал значение анархо-синдикалистской программы устроения общества, указывая на то, что она соответствует современной стадии развития производства, когда человек не должен рассматриваться в качестве механического придатка к машине.
К концу 20 в. анархо-синдикализм в своей классической форме перестал существовать. Также он стал предметом критики со стороны активистов, в том числе анархистского толка. Так, М. Букчин, называвший себя анархистом, но больше известный по экологическому движению, указывал на системное устаревание анархо-синдикализма (Bookchin. 2004), который утратил возможность практической реализации в странах Европы и Америки, где традиционные классовые различия во многом стёрлись, но появились новые антагонизмы.