Лаврентьевская летопись
Лавре́нтьевская ле́топись, памятник русского летописания 14 в.
Сохранилась в единственном пергаменном списке [хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской национальной библиотеки (РНБ. F.IV.2.)], созданном в 1377 г. на основе «ветшаной» рукописи великокняжеского свода 1305 г. группой переписчиков для великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича по благословению епископа Суздальского и Нижегородского Дионисия. Бóльшая часть текста (начиная с 9-й строки листа 40об. до листа 173об.) переписана монахом Лаврентием (отсюда название).
Другому, неизвестному по имени писцу принадлежит начало текста (листы 1–40об.). Текст на листах 157–157об. и 167–167об. переписан третьим писцом. Изложение событий доведено в Лаврентьевской летописи до 6813 г. (1304 по ультрамартовской датировке). В шести местах обнаруживаются пропуски текста за годы: 1) 6406–6430 (898–922) гг.; 2) конец 6596 (1088) – начало 6597 (1089) гг.; 3) начало 6705 (1197) г.; 4) 6711–6713 (1203–1205) гг.; 5) 6771–6791 (1263–1283) гг.; 6) 6795–6802 (1283–1294) гг. 1-й и 5-й пропуски являются следствием утраты листов в рукописи; 2, 3 и 4-й, очевидно, принадлежат самому писцу или его непосредственному предшественнику; происхождение 6-го пропуска спорно: он может быть отражением дефекта в протографе или допущен в самой рукописи.
Рукопись начинается с «Повести временных лет» в редакции игумена киевского Выдубицкого во имя Архангела Михаила мужского монастыря Сильвестра и включает единственный известный список сочинений Владимира Всеволодовича Мономаха (под 6604/1096). Текст Лаврентьевской летописи за 12–13 вв. отражает владимирское великокняжеское летописание, подвергнутое в 1281 г. проростовской обработке. Преобладание в заключительной части Лаврентьевской летописи тверских известий и явно протверская трактовка событий конца 13 – начала 14 в. свидетельствуют о том, что в основу этой части было положено летописание князя тверского и великого князя владимирского Михаила Ярославича. Свод 1305 г. не мог выступать против монголо-татарского ига открыто, но ряд его рассказов (о монгольском нашествии; о расправе, учинённой баскаком Ахматом в Курском княжестве в 1280-х гг., и некоторые другие) рисовал жестокость завоевателей.
Через Троицкую летопись, Софийскую первую летопись, Новгородскую четвёртую летопись и Московский летописный свод конца 15 в. Лаврентьевская летопись оказала глубокое влияние на летописание 15–16 вв.
На листе 1 сохранилась запись начала 17 в.: «Книга Рожесвенсково монастыря Володимерьскаго», что дало основание ряду исследователей предполагать принадлежность Лаврентьевской летописи Владимирскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужскому монастырю. В то же время обнаружены данные о нахождении рукописи в 17 в. в Нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре, где она была непосредственно использована при составлении особого Печерского летописца. Учитывая, что Дионисий до своего поставления в епископы был архимандритом Печерского монастыря и что в этом монастыре Лаврентьевская летопись хранилась вплоть до 17 в., можно говорить о вероятности её составления именно в Печерском монастыре. В 18 в. рукопись оказалась в собрании Софийского собора в Великом Новгороде. В 1791 г. она попала к графу А. И. Мусину-Пушкину, который преподнёс её в дар императору Александру I (не позднее 1806), передавшему летопись в Императорскую публичную библиотеку (ныне РНБ).
Первое полное издание Лаврентьевской летописи осуществлено в 1846 г. под редакцией Я. И. Бередникова. В 2017 г. вышло в свет факсимильное издание текста.
См. также хронотоп Лаврентьевская летопись: история публикации.