Корякин Михаил Михайлович
Коря́кин Михаи́л Миха́йлович (Михаил Михайлович Карякин) [19(31).3.1850, село Кочеток Чугуевского уезда Харьковской губернии Российской империи, ныне посёлок городского типа, Чугуевский район, Харьковская область, Украина – 18(30).1.1897, Санкт-Петербург], российский певец (бас).
Из старинного дворянского рода. Его отец, гусарский ротмистр Михаил Гаврилович Карякин, вскоре после рождения сына вышел в отставку (1853) и поселился с семьёй в родовом имении Михалково Владимирской губернии (ныне Владимирская область); по освобождении крестьян (1861) служил мировым посредником, затем мировым судьёй во Владимире.
В 1869 г. окончил Владимирскую губернскую мужскую гимназию. Во время учёбы увлекался пением, дирижировал хором в гимназической церкви. В 1875 г. окончил медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы участвовал в университетских концертах и музыкальных вечерах артистического кружка, со 2-го курса начал брать уроки пения у А. Д. Александровой-Кочетовой.
В 1875–1878 гг. обучался в Московской консерватории (класс пения Александровой-Кочетовой, сценическое мастерство осваивал у артиста Малого театра И. В. Самарина). В консерваторских спектаклях выступал в партиях Каспара («Волшебный стрелок» К. М. фон Вебера), Иакова («Иосиф в Египте» Э. Мегюля), Бертрама («Роберт-дьявол» Дж. Мейербера). Весной 1878 г., незадолго до выпуска, дебютировал в московском Большом театре в партии Ивана Сусанина («Жизнь за царя» М. И. Глинки). В том же году по инициативе Э. Ф. Направника был приглашён в петербургский Мариинский театр, где выступал до конца жизни. В 1890 г. совершенствовался в Милане у А. Буцци (вокальное мастерство) и Ф. Ронкони (сценическое мастерство и декламация).
По воспоминаниям современников, Корякин обладал настоящим басом-профундо большого диапазона, красивого мягкого тембра и феноменальной силы; «волна его голоса лилась свободно, широко, наполняя собою весь зрительный зал» (Старк Э. 1940. С. 120).
В обширном репертуаре певца (44 партии в 41 опере) лучшими считались партии: в русских операх – Иван Сусанин, Фарлаф и Светозар («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Илья и Добрыня («Вражья сила» и «Рогнеда» А. Н. Серова), Гудал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Дед Мороз («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова); в зарубежных операх – Джеронимо («Тайный брак» Д. Чимарозы), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Пьетро («Фенелла» Д.-Ф.-Э. Обера), Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера), Рамфис («Аида» Дж. Верди).
Корякин – первый исполнитель партий в ряде русских опер, в числе которых: «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (Тибо, 1881), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (Бермята, 1882), «Кавказский пленник» Ц. А. Кюи (Фехердин, 1883), «Гарольд» Э. Ф. Направника (Ордгард, 1886), «Чародейка» П. И. Чайковского (Кичига, 1887), «Князь Игорь» А. П. Бородина (Кончак, 1890), «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова (Чуб, 1895), «Князь Серебряный» Г. А. Казаченко (Митька, 1892), «Дубровский» Направника (Архип, 1895; все – Мариинский театр), Ивана Грозного («Псковитянка» Римского-Корсакова, 3-я редакция, 1895; Панаевский театр, Санкт-Петербург). Некоторые партии композиторы создавали в расчёте на его исполнительские данные (например, партия Гремина в опере «Евгений Онегин» Чайковского).
Выступал как камерный певец, участвовал во многих благотворительных концертах. Исполнял балладу М. И. Глинки «Ночной смотр» в оркестровке М. А. Балакирева под управлением Н. А. Римского-Корсакова (1880), трио А. С. Даргомыжского «Ночевала тучка золотая» (в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным и М. М. Чупрынниковым, 1895).