Инвалидность
Инвали́дность (от лат. invalidus – немощный, слабый), понятие, характеризующее граждан с ограниченными возможностями. Не имеет однозначного толкования в разных странах. В наиболее общем виде можно выделить медицинскую и социальную модели инвалидности. Медицинская модель определяет инвалидность как наличие у человека какого-либо дефекта или утрату человеком какой-либо функции организма в результате болезни, увечья или врождённого порока в соответствии с разработанной Всемирной организацией здравоохранения Международной классификации дефектов, инвалидности и нетрудоспособности (1980).
Социальная модель трактует инвалидность как особенность отдельной категории граждан. В соответствии с международной Конвенцией о правах инвалидов (2006), инвалидность определяется как «результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими», а инвалид – это «лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями».
В России преобладает медицинский подход. Инвалидность рассматривается как нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным нарушениям в жизни, а инвалид – как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Правовые основы статуса инвалидов закреплены в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Признание лица инвалидом осуществляется территориальным бюро государственных учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с Правилами признания лица инвалидом (утверждены постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 № 588). Комплексная оценка состояния организма гражданина проводится на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты РФ. Для признания лица инвалидом необходимо наличие следующих условий:
Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
Ограничение жизнедеятельности (т. е. полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).
Необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается 1-я, 2-я или 3-я группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет – категория «ребёнок-инвалид». Одновременно определяется 3-я, 2-я или 1-я степень ограничения способности к трудовой деятельности либо инвалидность устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.
Гражданину, признанному инвалидом, назначается пенсия по инвалидности, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, направленная на устранение или максимальную компенсацию ограничения его жизнедеятельности, обеспечивается полная реализация всех прав человека и основных свобод без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
Основные факторы, влияющие на показатели инвалидности: демографическая ситуация, уровень жизни населения, заболеваемость, организация здравоохранения, качество лечебно-профилактической помощи и др.
Медицинская модель инвалидности
В рамках медицинской модели инвалидности акцент делается на диагнозе, травме или иной особенности организма индивида (Ярская-Смирнова. 1999). Поскольку они индивидуальны, то инвалидность трактуется скорее как личная, а не социальная проблема.
Идеи медицинской (или административной) модели инвалидности зародились в системе здравоохранения и социального обслуживания. Особенности организма, приводящие к инвалидности, воспринимаются как отклонение от «нормы», а людям с инвалидностью приписывается статус «больных», «недееспособных», «девиантных». Такой подход автоматически исключает участие людей с инвалидностью в обычной социальной деятельности. Шанс на удовлетворительное качество жизни человек с инвалидностью получает, когда имеющиеся у него нарушения здоровья вылечены или сведены к минимуму. Если нарушения непоправимы, то создаются специальные условия для жизни и деятельности людей с инвалидностью: развивается сеть специализированных учреждений (школ, профессиональных заведений, медицинских центров, интернатов), в обычных зданиях создаются отдельные специализированные помещения, развиваются особые практики, в которые вовлекаются только люди с инвалидностью (Тарасенко. 2004). Следование медицинской модели способствует сегрегации людей с инвалидностью от остального общества, их стигматизации, закреплению за ними низкого социального статуса.
Социальная модель инвалидности
Социальная модель рассматривает инвалидность как последствие несправедливого устройства общества, набор определений, принятых в конкретном социальном контексте (Романов. 2006).
С точки зрения социальной модели, восприятие особенностей человеческого организма самим человеком и окружающими его людьми может отличаться, меняться со временем, что имеет разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от их индивидуальных характеристик, конкретной ситуации, культурных традиций и социальных условий. В таком контексте инвалидность – это не просто физиологические нарушения организма, внешние дефекты или особенности поведения, но и социальное определение, ярлык. Переход в другую социальную группу, смена социального окружения могут избавить человека от этого ярлыка и открыть больше возможностей для удовлетворения потребностей личности с инвалидностью (Ярская-Смирнова. 1999).
Идеи социальной модели инвалидности оформились в 1970-х гг., когда активисты движения за права инвалидов совместно с исследователями в области общественных наук подчеркнули значимость социальных и физических барьеров для понимания инвалидности, указывая на антигуманность содержания людей с инвалидностью в интернатных учреждениях и несостоятельность патерналистских установок в социальной политике (Романов. 2005). В Основополагающих принципах инвалидности, опубликованных Союзом лиц с ограниченными физическими возможностями против сегрегации в 1976 г., отмечалось, что инвалидность – это не нарушения здоровья сами по себе, а ярлык в виде реакции общества на них. Наличие социальных и физических барьеров ведёт к чрезмерной изоляции и исключению людей с инвалидностью из полноценного участия в жизни общества (Oliver. 2004). Барьерами для людей с инвалидностью выступают невозможность получения образования и участия в рынке труда, отсутствие доступной среды на улицах населённых пунктов, внутри домов и общественных зданий, недоступный транспорт, преобладание негативных стереотипов о людях с инвалидностью в обществе и СМИ. Зачастую люди с инвалидностью не имеют возможности реализовывать свои права, что свидетельствует о признаках дискриминации и угнетения данной социальной группы.
Биосоциальная модель
Медицинская и социальная модели инвалидности подверглись критике за ограниченность – в жизни люди с инвалидностью сталкиваются одновременно и с проблемами социального участия, и со сложностями, связанными с состоянием здоровья. Для комплексного понимания инвалидности необходим сбалансированный подход, уделяющий внимание различным аспектам инвалидности. Компромиссом стала биосоциальная модель, разработанная в ходе длительного взаимодействия учёных, медицинского сообщества и людей с инвалидностью (World Report on Disability. 2011) и ставшая основой Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
МКФ рассматривает взаимодействие между состоянием здоровья (наличием заболеваний, нарушений функций организма, травм) и факторами контекста, в рамках которого происходит функционирование человека. Функционирование является ключевым понятием в МКФ и рассматривается на 3 уровнях:
функции и структуры организма;
активность (выполнение задач и действий);
участие (вовлечённость в социальное взаимодействие, различные жизненные ситуации) (Инвалидность и социальное положение инвалидов в России. 2017).
Инвалидность определяется как нарушение функционирования, возникающее на одном или нескольких этих уровнях.
Факторы контекста делятся на две группы: внешние факторы окружающей среды (например, доступность физического пространства, правовые и социальные нормы и обычаи, отношение к людям с инвалидностью в обществе и т. д.) и внутренние индивидуальные факторы (пол, возраст, социальное происхождение, образование, профессия, жизненный опыт, характер и т. д.). Обе группы факторов влияют на уровень функционирования и на то, как человек переживает инвалидность.
В биосоциальном подходе инвалидность – не индивидуальная характеристика, а комплексное сочетание индивидуальных и социальных факторов (рис. 1).
Конвенция ООН о правах инвалидов
В ряде международных документов подчёркивалось, что инвалидность является вопросом прав человека, включая Всемирную программу действий в отношении инвалидов (World Programme of Action concerning Disabled Persons, 1982), Конвенцию о правах ребёнка (Convention on the Rights of the Child, 1989) и Стандартные правила обеспечения равных возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья (Standard Rules on the Equalization of Opportunities for Persons with Disabilities, 1993). Однако первым обязывающим международным документом, направленным на обеспечение равных прав и возможностей людей с инвалидностью, стала Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 2006). Она стала катализатором перехода от взгляда на людей с инвалидностью как на объекты лечения, заботы и контроля к мнению о том, чтобы рассматривать их как равноправных субъектов социальных отношений. Конвенция базируется на социальном подходе, это отражено в том числе в закреплённом в ней определении инвалидности: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами, и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
Конвенция состоит из 50 статей, направленных на поощрение, защиту и обеспечение полного и равного осуществления людьми с инвалидностью всех прав человека и основных свобод, а также на поощрение уважения их человеческого достоинства.
В её основу легли 8 принципов:
уважение достоинства, самостоятельности и независимости людей с инвалидностью,
недискриминация по признаку инвалидности;
полное и эффективное участие и вовлечение людей с инвалидностью в общество (социальная инклюзия);
уважение различий и принятие людей с инвалидностью как части людского многообразия,
равенство возможностей;
доступность физического, социального, культурного, экономического окружения, здравоохранения и образования, информации и связи, а также невозможность отказа в доступе к любым благам только по причине инвалидности;
уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение их права на индивидуальность.
Страны, ратифицировавшие конвенцию, берут на себя обязательства по обеспечению реализации прав людей с инвалидностью во всех сферах социальной жизни – образовании, рынке труда, здравоохранении и т. д. По состоянию на июль 2023 г. документ ратифицировали 186 стран, в том числе Россия (2012).
Социально-экономическое положение людей с инвалидностью в России
За последнее десятилетие в соответствии с принципами Конвенции о правах инвалидов в России основательно переработано и дополнено национальное законодательство. Важнейшим компонентом выполнения требований Конвенции стала реализация государственной программы «Доступная среда», которая нацелена на создание правовых, экономических и институциональных условий для интеграции людей с инвалидностью в общество и повышения их уровня жизни.
По состоянию на 1 января 2023 г. 10,9 млн россиян имели официально подтверждённую инвалидность – это 7,5 % населения страны. Из них 722 тыс. – дети. За десятилетие численность людей с инвалидностью в РФ снизилась на 17 % по сравнению с 2012 г. Однако на фоне снижения уровня инвалидизации взрослого населения растёт численность детей с инвалидностью – рост на 29 % по сравнению с показателем 2012 г. (Положение инвалидов). Для взрослых самыми распространёнными причинами инвалидности в настоящее время являются злокачественные новообразования и болезни системы кровообращения. Для детей – психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, а также врождённые аномалии (пороки развития), деформации, хромосомные нарушения.
Говоря о доходах людей с инвалидностью в РФ, в первую очередь стоит обратиться к данным о размерах пенсий. По состоянию на 1 января 2023 г. средний размер назначенных пенсий составил 18 839 руб., ежемесячных выплат – 2 671 руб., размеры пенсий и выплат значительно различаются в зависимости от тяжести нарушений здоровья (таблица) (Положение инвалидов). При этом среднедушевые доходы населения страны по предварительным данным на 2022 г. составили 44 937 руб. (Уровень жизни).
Размер пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат из федерального бюджета по состоянию на 1 января 2023 г., руб. в месяц
Группы инвалидности | Пенсия | Ежемесячная выплата |
Все люди с инвалидностью | 18 839 | 2 671 |
в том числе: 1-й группы | 25 822 | 3 935 |
из них инвалиды с детства | 18 427 | |
2-й группы | 20 210 | 2 827 |
из них инвалиды с детства | 15 159 |
|
3-й группы | 17 651 | 2 161 |
из них инвалиды с детства | 8 621 |
|
дети-инвалиды | 17 961 | 2 481 |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата).
Структура потребительских расходов домохозяйств людей с инвалидностью существенно отличается от структуры расходов граждан в целом (рис. 2). В 2021 г. по сравнению со всеми домохозяйствами значительно бо́льшая часть расходов семей людей с инвалидностью приходилась на питание, здравоохранение и жилищно-коммунальные услуги, меньшая – на образование, транспорт, отдых, культурные мероприятия и развлечения, а также одежду и обувь.
Согласно официальным данным, позволяющим отследить риски бедности для людей с инвалидностью (Бюллетень «Социально-экономические индикаторы бедности», последние доступные данные по состоянию на июль 2023), уровень бедности домохозяйств людей с инвалидностью в целом в 2020 г. составлял 8,3 % – ниже, чем по населению в целом (12,1 %). Однако на риски бедности сильно влияет состав домохозяйства, например, они минимальны для домохозяйств пенсионеров, поскольку законодательство предписывает доводить размер пенсий неработающих пенсионеров до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. В 2010 г. вступила в силу ст. 12.1 «Социальные доплаты к пенсии» [введена Федеральным законом от 24 июля 2009 № 213-ФЗ (редакция 25 декабря 2009)], которой был дополнен Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Семьи с детьми, напротив, более подвержены бедности, и среди всех домохозяйств с детьми уровень бедности среди семей с детьми-инвалидами в 2020 г. достигал 16,1 %. Высоки риски бедности в семьях, где человек в трудоспособном возрасте имеет инвалидность: это сопряжено не только с большей вероятностью отсутствия работы у самого человека с инвалидностью, но и с частичным или полным отказом от трудовой деятельности кого-то из трудоспособных членов семьи в случае серьёзных нарушений его здоровья. Ситуация усугубляется, если помимо человека с инвалидностью в трудоспособном возрасте в семье также есть дети (Коржук. 2021).
Одним из условий активного и независимого образа жизни людей с инвалидностью является наличие доступной среды. По данным о ходе реализации государственной программы «Доступная среда», в 2011 г. доля доступных для маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры составляла 15,8 % (Аналитическая справка по государственной программе Российской Федерации «Доступная среда»... 2011), в 2022 г. это значение достигло 76,6 % (Уточнённые отчеты о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» и её структурных элементов за 2022). На старте программы «Доступная среда» лишь треть (33 %) людей с инвалидностью положительно оценивали отношение населения к проблемам людей с инвалидностью, в 2021 г. – уже 77,7 % (Уточнённый годовой отчёт о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» за 2021). Со временем дизайн программы «Доступная среда» изменялся, ряд показателей стали недоступны для анализа, поэтому приведены последние актуальные данные.
Число образовательных учреждений разного уровня, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования, с 2016 до 2020 гг. несколько выросло (Отчёт о реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»... в 2016; Уточнённый годовой отчёт о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» за 2020), но полная доступность среды образовательных учреждений для людей с инвалидностью пока не достигнута. Так, в 2020 г. безбарьерная среда была создана в 21,8 % дошкольных образовательных организаций (в 2016 – в 16,3 %), 28 % общеобразовательных организаций (в 2016 – в 21,4 %), здания 25,1 % организаций высшего образования приспособлены для обучения людей с инвалидностью (в отчёте о реализации программы «Доступная среда» за 2016 сопоставимый показатель отсутствует).
Возросла доступность общественного транспорта, тем не менее о беспрепятственном доступе людей с инвалидностью к транспортной инфраструктуре пока говорить рано. В 2022 г. доля автобусов, оборудованных для перевозки пассажиров с инвалидностью, составляла 36,4 % парка (по сравнению с 2,6 % в 2011 ), трамваев – 28,4 % (6,1 % в 2011), троллейбусов – 41,7 % (16,39 % в 2011) (Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава). В 2016 г. 12,3 % станций метро доступны для людей с инвалидностью, в 2022 г. – втрое больше (35,8 %) (Положение инвалидов).
Проблема оборудования многоквартирных домов удобствами, облегчающими жизнь маломобильных групп населения, по-прежнему требует решения. В 2022 г. оборудованы перилами дома 51,3 % домохозяйств, имеющих в составе людей с инвалидностью (в 2016 – 39,3 %), широкими дверными проёмами – 33,7 % (в 2016 – 22,7 %), наклонными въездами/съездами или входом на уровне дороги – 31,5 % (17,4 %), автоматическими или легко открывающимися дверьми – 23,2 % (10,7 %). Лишь 9,1 % семей маломобильных людей могут воспользоваться лифтом или подъёмником, пригодным для инвалидных колясок (в 2016 – 5,6 %) (Оборудование многоквартирных домов удобствами (приспособлениями), облегчающими жизнь людей с ограниченными возможностями передвижения).
Образование – традиционный и общепризнанный канал социальной мобильности; более низкий процент образованных людей с инвалидностью (по сравнению с лицами без неё) свидетельствует о сохранении неравенства в данной сфере. Наименее доступно для людей с инвалидностью высшее образование: 16,3 % людей с инвалидностью 15 лет и старше в 2020 г. по сравнению с 25,8 % населения страны сопоставимого возраста по данным микропереписи 2015 г. имели высшее образование; неполное высшее – 0,2 % (2,8 % по населению), среднее профессиональное – 44,1 % (40,3 %), среднее общее – 16,9 % (17,9 %), основное общее – 18,1 % (9,7 %), не имели основного общего – 4,4 % (3,5 %) (Социальное положение и уровень жизни населения России 2021).
За последнее десятилетие значительно повысилась вовлечённость людей с инвалидностью в среднее профессиональное и высшее образование. По сравнению с 2010/2011 учебным годом в 2021/2022 г. приём студентов с инвалидностью на образовательные программы среднего профессионального образования возрос вдвое, высшего образования – на 45,8 %. Общая численность студентов с инвалидностью в системе среднего профессионального образования выросла на 136,4 %, высшего – на 35,6 %. Численность выпускников с инвалидностью в системе среднего профессионального образования повысилась на 79,7 %, выпускников вузов – на 37 %.
В ноябре 2022 г. численность людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте составляла 3,7 млн человек. Уровень занятости среди них был на уровне 27,2 % (рассчитано по данным Федерального реестра инвалидов), в то же время по всему населению в трудоспособном возрасте уровень занятости в 2022 г. составлял 79 % (Положение инвалидов). При этом чем серьёзнее нарушения здоровья человека, тем сложнее ситуация с занятостью. Так, в ноябре 2022 г. работу имели лишь 7,1 % людей с 1-й группой инвалидности, 20 % – со 2-й группой, 38,7 % – с 3-й группой (рассчитано по данным Федерального реестра инвалидов).
В 2021 г. в органы службы занятости за помощью в поиске подходящей работы обратилось 147 187 человек с инвалидностью, из них нашли работу или доходное занятие 47,2 % (Российский статистический ежегодник. 2022).
Несмотря на сохранение ряда барьеров к социальной интеграции людей с инвалидностью, некоторые люди с инвалидностью становятся активными субъектами социальных отношений, используя уже имеющиеся возможности и механизмы интеграции в общество, а зачастую создавая новые. Как правило, их истории жизни – примеры достижений через преодоление личных и общественных ограничений. В качестве «каналов» социального включения можно рассматривать как традиционные каналы социальной мобильности – такие как семья, образование, в особенности профессиональное (Богомолова. 2017), – так и общественную, трудовую, предпринимательскую деятельность (Коржук. 2016), профессиональный спорт для людей с инвалидностью (Коржук. 2020) и т. д.