Инклюзивное образование
Инклюзи́вное образова́ние (от англ. inclusive – включающий в себя), подход к организации образования, обеспечивающий равный доступ к образованию всех обучающихся, в том числе лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, и заключающийся в создании условий (материально-технических, учебных и кадровых) для обучения лиц, имеющих особенности физиологического или психического развития, наравне с другими обучающимися.
История формирования образовательной среды для детей с особенностями развития берёт начало от специальных учреждений, где учащиеся с инвалидностью и иными особенностями здоровья получали индивидуальное образование по специальным методикам и в сопровождении педагогов-дефектологов и воспитателей.
Старейшие специальные образовательные учреждения появились в Европе в конце 18 в. В 1785 г. в Париже была открыта первая в мире школа для слепых детей, которая впоследствии стала Национальным институтом слепой молодёжи (Institution Nationale des Jeunes Aveugles), функционирующим и в настоящее время. В 1807 г. при поддержке императора Александра I в России был открыт Санкт-Петербургский институт рабочих слепых: 10 августа был утверждён доклад министра народного просвещения «О штате Института, учреждаемого в Санкт-Петербурге для учения и воспитания слепых» (Historical stages ... 2020. С. 212–218). Школы для слепых также были открыты в Лондоне (1799), Вене (1804), Берлине (1806), Нью-Йорке (1831) и др. До 1980-х гг. специальное образование было наиболее распространённой формой обучения детей с особенностями развития.
С 1980-х гг. в международном сообществе стала укрепляться идея необходимости социальной интеграции детей с инвалидностью или иными ограничениями по здоровью, означающая отказ от изоляции таких детей при получении образования и предполагающая их совместное обучение с учащимися, не имеющими особенностей развития. Этому способствовало появление ряда международных актов, провозгласивших идею равного доступа к образованию и недискриминацию в этой сфере по какому-либо признаку.
Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. закрепила положение, что инвалиды имеют право на образование в целях ускорения процесса их социальной интеграции или реинтеграции.
Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989) в ст. 23 ставит целью обеспечение «неполноценным в умственном или физическом отношении детям» эффективного доступа к услугам в области образования, способствующего наиболее полному вовлечению ребёнка в социальную жизнь и его развитию как личности.
В 1990 г. была принята Всемирная декларация об образовании, задавшая основные ориентиры развития сферы образования, нацеленные на закрепление возможностей получения образования и удовлетворения базовых образовательных потребностей для любого человека и искоренение любых дискриминационных факторов, препятствующих получению доступа к образованию.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые в 1993 г. резолюцией № 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН, сформулировали несколько ключевых идей, касающихся образования инвалидов:
образование инвалидов должно являться частью национальной образовательной политики;
образовательные программы должны отвечать потребностям инвалидов, в том числе должны быть обеспечены вспомогательными услугами технического характера;
учебные материалы должны соответствовать нуждам инвалидов;
должно уделяться особое внимание подготовке педагогов, работающих с этой категорией обучающихся.
Кроме того, правила содержат ключевую установку, предваряющую инклюзию: государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования.
Непосредственно термин «инклюзия» применительно к образованию был введён Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями, принятой Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями в 1994 г. Декларация призывает государства способствовать развитию школ с инклюзивной ориентацией и закрепить в законодательстве принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что в обычных школах должны быть созданы условия для получения образования любым ребёнком, в том числе имеющим особые потребности.
Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006, вступила в силу 3 мая 2008, Россия участвует) закрепила обязательство государств-участников обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение инвалидов в течение всей жизни (ст. 24).
Инклюзивное образование как подход к организации образования прошло несколько этапов развития. Изначально инклюзия в образовании подразумевала доступность системы образования для всех детей «на равных», включая совместное обучение и постепенный отказ от специального образования. Таким образом, за рубежом дети с ограниченными возможностями здоровья (вне зависимости от степени и формы таких ограничений) стали обучаться в обычных школах по стандартным программам. Это привело к тому, что в некоторых из развитых стран система специального образования была практически ликвидирована (Hausstatter. 2014. Р. 189–191).
Со временем практика инклюзивного образования выявила серьёзные проблемы совместного обучения для обеих категорий обучающихся: существенно снизилась результативность обучения для учащихся без ограничений в здоровье и одновременно очевидным стало отставание в усвоении образовательной программы лицами с ограниченными возможностями здоровья (Florian. 2008). Поэтому идея инклюзии в своём развитии постепенно трансформировалась в более гибкий подход к обучению.
В настоящее время инклюзивное образование понимается как «адаптированное образование» (Гармонизация образовательного права России. 2019). Это означает, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной школе проходит в сопровождении специально обученных педагогов, воспитателей и тьюторов; для обучения используются специальные методы и средства, учитывающие физиологические, психологические, поведенческие и иные особенности учеников (Ainscow. 2013. Р. 4–5).
В Российской Федерации Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях (ст. 43); устанавливает, что важнейшим приоритетом государственной политики в России являются дети (ст. 67.1); предусматривает, что Правительство РФ обеспечивает социальную интеграцию инвалидов без какой-либо дискриминации и создаёт им доступную среду, улучшая качество их жизни (ст. 114).
Российское законодательство об образовании, в частности п. 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании) устанавливает обязанность государственных органов и местных органов власти создавать условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Важнейший принцип, закрепляемый законодательством, – обеспечение недискриминационного качественного образования, способствующего социальному развитию таких лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
Закон об образовании определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2).
Одна из важнейших категорий инклюзивного образования – особые образовательные потребности, подразумевающие нуждаемость обучающегося с ограниченными физическими возможностями, особенностями развития, врождёнными или приобретёнными расстройствами в дополнительной помощи и вспомогательных приспособлениях в процессе обучения.
В настоящее время инклюзивное образование в РФ осуществляется преимущественно путём создания специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. К организации и материально-технической составляющей образовательного процесса, содержанию образовательных программ предъявляются особые требования, адаптированные под возможности обучающихся и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня. Они включают в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и материалов; применение специальных технических средств обучения; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также обеспечение доступа в здание образовательной организации.
В целом инклюзивное образование призвано устранить любые различия между обучающимися, уравнять их стартовые возможности и исключить любые дискриминационные факторы.