Термины

Социальная проблема

Социа́льная пробле́ма, понятие, обозначающее процесс и результат определения некоторого предполагаемого социального явления как неприемлемого. 

Понятие социальной проблемы (или «вопроса», die soziale Frage), указывающее на необходимость действий, впервые использовали представители литературного движения в середине 1830-х гг. (, , , ). Широкое хождение термин un problème social приобрёл во время . В английский язык словосочетание social problem ввёл в начале 1850-х гг. . Первоначально понятие социальной проблемы использовалось в отношении одного явления – неравномерного распределения богатства. Во 2-й половине 19 в. термин стал применяться во множественном числе. В России в конце 19 – начале 20 вв. «социальный вопрос» понимался как «вопрос преобразования общественного строя в интересах тех классов, которые принимают главное участие в создании национального богатства» ( С. 72).

В социальных науках «социальная проблема» долгое время понималась как объективно существующее вредное социальное условие, которое необходимо исправить или устранить. «Проблемы» определялись как патологии или болезни общества, состояния дезорганизации, дисфункциональные условия. В рамках этого традиционного подхода проводилось различие между «явными» и «скрытыми» социальными проблемами, а также между «реальными» и «ложными». 

критиковал такое объективистское понимание социальных проблем, показывая, что в основе определения тех или иных явлений в качестве проблематичных находились ценности определённых социальных групп. Например, в США социальными проблемами считались явления, не соответствующие ценностям членов , которые жили в небольших городках и следовали протестантским идеалам.

Объективистское понимание социальных проблем как реально существующих явлений критиковали , и др. за невозможность объяснить избирательное и изменчивое общественное внимание и ответить на вопрос: почему одни явления получают статус социальной проблемы, а другие – нет? Кроме того, объективизм, по утверждению Полач, препятствует развитию теории социальных проблем, поскольку ведёт к анализу самых разнообразных явлений, которые объединяет только их оценка в качестве нежелательных (). Исследование какой-либо проблемы с объективистских позиций не способствует пониманию других проблем. В результате область изучения социальных проблем распадается на множество кейсовых исследований.

С 1940-х гг. предпринимались попытки преодолеть ограниченность объективистского подхода. и предложили понимать социальную проблему как состоящую из объективного условия и субъективного определения и сформулировали ставшее известным положение: «Социальные проблемы – это то, что люди считают социальными проблемами» ( С. 139). Альтернативой объективистскому пониманию стал конструкционистский подход, разработанный и , которые определяли социальные проблемы как  (claims-making). Социальные проблемы, по их утверждению, конструируются индивидами или группами, которые выражают своё недовольство и выдвигают требования относительно некоторых предполагаемых условий ( С. 75). С этой точки зрения, если требования изменить ситуацию не выдвигаются, то и социальная проблема отсутствует как таковая. 

В рамках  социальные проблемы понимаются как сложные языковые игры, в ходе которых различными участниками создаются и оспариваются различные смыслы происходящего. «Процесс социальной проблемы, – утверждают и Дж. Китсьюз, – это своего рода игра, ходы в которой всегда подвержены интерпретации и переинтерпретации, цели и стратегии которой являются предметом полемики и пересмотра, игроки постоянно меняются, среда различна, а номинальные темы так же разнообразны, как и система классификации общества, обеспечивающая участников типизациями явлений, которые могут стать объектами восприятия и, следовательно, недовольства» ( С. 66). 

Конструкционисты изучали дискурсивные способы конструирования проблем, публичные арены, на которых оно происходит (включая киберпространство), стили выдвижения требований, риторические стратегии , специфику конструирования социальных проблем в авторитарных странах, конструирование социальных проблем социальными активистами, властями, силовыми ведомствами и т. д.

Вопросы о том, в какой момент социальная проблема возникает, сколько для её появления нужно людей и в каком они должны быть статусе, разрешаются в рамках конструкционизма посредством замены понятия «социальная проблема» понятием «проблематизация». Она осуществляется как в публичном пространстве, так и в повседневной коммуникации.

Конструкционистский подход не отрицает необходимости изучения самих проблематизируемых социальных явлений (например, , , , пыток в тюрьмах или ), но предлагает различать такие исследования и изучение производства смыслов, каковым является конструирование социальных проблем.

Признан иностранным агентом
  • Зарубежная социология