Государственные программы в Российской Федерации
Госуда́рственные програ́ммы в Росси́йской Федера́ции, инструменты государственного управления. Относятся к документам стратегического планирования. Разрабатываются и принимаются в целях устойчивого, планомерного развития РФ по отраслевому или территориальному (пространственному) принципу.
Современное государство призвано обеспечивать условия для устойчивого развития общества. В этих целях в РФ осуществляется стратегическое планирование, в рамках которого разрабатываются различные документы.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О стратегическом планировании») устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ. В соответствии с этим законом стратегическое планирование представляет собой деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, её субъектов и муниципальных образований, которая определяет специфику документов стратегического планирования.
В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании», государственные программы РФ относятся к документам стратегического планирования, которые разрабатываются в рамках планирования и программирования.
Государственные программы включают в себя государственные программы РФ и программы субъектов РФ.
Федеральный закон «О стратегическом планировании» квалифицирует государственную программу РФ в качестве документа стратегического планирования, в котором содержится комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития. Кроме того, государственные программы нацелены на обеспечение национальной безопасности РФ.
В содержательном плане государственная программа субъекта РФ также является документом стратегического планирования, в котором содержится комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта РФ.
На уровне субъекта РФ государственная программа РФ также отнесена к документам, которые разрабатываются в рамках планирования и прогнозирования.
К разработке государственных программ могут быть привлечены заинтересованные стороны в лице объединений профсоюзов и работодателей, общественных, научных и иных организаций. Это осуществляется с учётом требования законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Особенно велика роль экспертного сообщества в подготовке государственных программ, что является определённой гарантией качества данного вида документов стратегического планирования.
Государственные программы РФ могут быть вынесены на общественное обсуждение, особенно если мероприятия, заложенные в них, представляют большое социально-экономическое значение.
Государственные программы РФ подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством РФ, с учётом требований законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Документы стратегического планирования в рамках целеполагания на федеральном уровне разрабатываются по отраслевому и территориальному принципу.
К отраслевым документам стратегического планирования РФ относятся: отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления; стратегии отдельных сфер социально-экономического развития; иные документы стратегического планирования. Отраслевые документы являются документами, определяющими развитие определённой сферы или отрасли экономики. Кроме того, они могут послужить основой для разработки государственных программ как РФ, так и её субъектов.
Для совокупности отраслей социально-экономического развития или сфер государственного управления разрабатываются межотраслевые стратегии.
Поскольку РФ по территории является самой большой страной в мире, а её территории находятся на разных уровнях социально-экономического развития, по решению Правительства РФ в целях преодоления этой разницы разрабатываются стратегии пространственного развития России. Мероприятия, заложенные в стратегиях, могут учитываться при разработке и корректировке схем территориального планирования РФ, стратегий социально-экономического развития макрорегионов. Это касается как государственных программ РФ, так и стратегий социально-экономического развития её субъектов.
Стратегии социально-экономического развития макрорегионов могут быть основанием для принятия решения о разработке государственных программ РФ, сформированных по территориальному принципу [например, территория отдельного субъекта или макрорегион (Дальний Восток и др.)].
Государственные программы РФ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, определённых в стратегии социально-экономического развития РФ, отраслевых документах стратегического планирования РФ, стратегии пространственного развития РФ и основных направлениях деятельности Правительства РФ. Правительство РФ определяет сроки, на которые разрабатываются государственные программы. Они могут включать в себя подпрограммы, которые, как правило, включают целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти РФ. Перечень государственных программ РФ утверждается Правительством РФ и формируется исходя из стратегии социально-экономического развития РФ, отраслевых документов стратегического планирования РФ и с учётом основных направлений деятельности Правительства РФ. Государственные программы РФ утверждаются Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ определяется Правительством РФ.
Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ содержат информацию о государственных программах субъекта РФ, утверждаемых в целях реализации стратегии.
Государственные программы субъектов РФ разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, утверждёнными стратегиями развития субъекта (региона) с учётом отраслевых документов стратегического планирования. Перечень государственных программ субъекта РФ утверждается правительством субъекта и утверждается в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Государственные программы РФ разрабатываются применительно к пяти сферам: новое качество жизни, эффективное государство, инновационное развитие и модернизация экономики, сбалансированное региональное развитие, обеспечение национальной безопасности. В настоящее время в РФ утверждены 44 государственные программы, реализуется 41 государственная программа, на их выполнение запланировано около 70 % бюджета, они включают более 2000 показателей, и в их реализации задействовано более 80 органов государственной власти. Контроль за реализацией принятых государственных программ осуществляется посредством мониторинга.