Камионский Оскар Исаевич
Камио́нский Оска́р Иса́евич [18(30).1.1869, Киев – 15(28).8.1917, Ялта], российский певец (баритон).
Из еврейской купеческой семьи. С детских лет учился игре на скрипке, позднее пел в гимназическом хоре партию альта-соло. В 1888–1891 гг. обучался в Санкт-Петербургской консерватории (классы пения К. Эверарди и С. И. Габеля, оперный класс О. О. Палечека), совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у А. Ронци и Ч. Росси. На оперной сцене дебютировал в 1892 г. в Неаполе (театр «Беллини») в партии Валентина («Фауст» Ш. Гуно); в 1892–1893 гг. выступал в оперных театрах Неаполя, Сиены, Флоренции (исполнил здесь партию Тонио в опере «Паяцы» Р. Леонкавалло под управлением автора), Афин (Королевский театр). В 1893 г. вернулся в Россию, выступал преимущественно на провинциальных оперных сценах: в Харькове, Киеве, Казани, Ростове-на-Дону, Тифлисе (ныне Тбилиси), Саратове, Нижнем Новгороде, Екатеринославе (ныне Днепр), Одессе, Баку. В 1904–1908 гг. пел в Санкт-Петербурге («Новая опера», антреприза А. А. Церетели, 1904–1905; Народный дом, 1907) и Москве (Опера С. И. Зимина, 1905–1908). Гастролировал за рубежом – в Монте-Карло (1907), Лондоне (1910), в Японии (1909), во Франции и Германии.
Обладал голосом небольшой силы, широкого диапазона, ровным во всех регистрах, превосходной вокальной техникой (особенный успех имел в партиях итальянского классического репертуара, требующих владения искусством бельканто и mezza voce); исполнение отличалось эффектностью, изяществом, тонкой музыкальной фразировкой. С. Ю. Левик вспоминал: «Обработка голоса несомненно была наибольшим достоинством Камионского. Он замечательно выводил один звук из другого на любой тесситуре и на любой силе дыхания. Это давало ему возможность производить звуки, как это делает музыкант, хорошо владеющий инструментом» (Левик. 1962. С. 29).
Среди партий: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини, один из лучших исполнителей этой партии на русской оперной сцене), Дон Жуан (одноимённая опера В. А. Моцарта), Граф ди Луна, Ренато, Риголетто («Трубадур», «Бал-маскарад», «Риголетто» Дж. Верди), Невер («Гугеноты» Дж. Мейербера), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Демон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), Онегин, Елецкий, Мазепа («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П. И. Чайковского). Первый исполнитель партии Смила Клена в опере «Лесной царь» В. И. Сука (1900, Харьков).
Выступал как концертный певец, исполнял романсы А. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, итальянские песни, арии и дуэты из опер (в том числе вместе с женой, певицей Кларой Исааковной Брун).
В 1904 г. преподавал в Киевском музыкально-драматическом училище М. К. Лесневич-Носовой.
О. И. Камионский – один из наиболее часто записывавшихся на грампластинки певцов дореволюционной России. В 1900–1914 гг. записал около 400 произведений (в Петербурге, Тифлисе, Киеве, Москве, Берлине, Варшаве). Среди них: арии, дуэты и сцены из опер «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Трубадур», «Бал-Маскарад», «Эрнани», «Риголетто», «Травиата», «Аида» и «Отелло» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Паяцы» и «Заза» Р. Леонкавалло, «Демон» и «Нерон» А. Г. Рубинштейна, «Гамлет» А. Тома, «Гугеноты» и «Динора» Дж. Мейербера, «Король Лагорский» Ж. Массне, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Жоселен» Б. Годара, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Ожерелье Мадонны» Э. Вольфа-Феррари, «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» и «Мазепа» П. И. Чайковского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Царская невеста» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, оперетт «Корневильские колокола» Р. Планкетта, «Ночь любви» В. П. Валентинова, романсы и песни М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Э. Ф. Направника, Ф. Мендельсона, А. Д. Александровой-Кочетовой, Г. А. Лишина, Ю. И. Блейхмана, В. Г. Врангеля, Л. Денцы, Ф. П. Тости, Э. ди Капуа и др. (в том числе дуэты с К. И. Брун, А. М. Давыдовым).
Издан сольный CD (2000).