Кюльпе Освальд
Кю́льпе О́свальд (Oswald Külpe) (3.8.1862, Кандау, ныне Кандава, Латвия – 30.12.1915, Мюнхен), германский философ, эстетик, логик и психолог, один из основоположников гносеологии критического реализма, экспериментальной эстетики и психологии мышления, создатель Вюрцбургской школы.
Обучался в университетах Берлина, Гёттингена, Лейпцига, где был учеником психофизиолога Г. Э. Мюллера и в 1887 г. получил степень доктора философии под руководством В. Вундта, которому Кюльпе посвятил свою первую книгу «Очерк психологии, основанной на эксперименте» (1893). В Лейпцигском университете Кюльпе работал с Вундтом в должности ассистента и экстраординарного профессора, а также сотрудничал в основанном Вундтом Институте психологии. Позднее Кюльпе был профессором философии и эстетики в университетах Вюрцбурга (1894–1909), Бонна (1909–1913) и Мюнхена (1913–1915). В Вюрцбурге Кюльпе основал свой Психологический институт (1896, с участием К. Марбе) и создал Вюрцбургскую школу психологии мышления, где под руководством Кюльпе его учениками было начато экспериментальное изучение психологической специфики мышления в отличие от его логической трактовки в классическом ассоцианизме.
Поначалу, вслед за Вундтом, Кюльпе считал психологию наукой о фактах опыта, понимая его (в рамках сенсуалистической трактовки сознания) как совокупность чистых переживаний – простейших ощущений, которые интересуют психологию в аспекте их зависимости от переживающего субъекта (в отличие от абстрагирующейся от него физики, см. Külpe. 1904). Однако в дальнейшем, возглавив с 1894 г. собственную лабораторию в Вюрцбурге, Кюльпе отошёл от базировавшейся на онтологии махизма установки Вундта эмпирически исследовать лишь элементарные (чувственные) содержания сознания, которая блокировала изучение высших психических функций: представлений и воображения, мышления и воли. В основанном им Психологическом институте Кюльпе и его ученики развернули эмпирические исследования процессов мышления (при этом Кюльпе также участвовал в экспериментах в качестве испытуемого и интерпретатора самоотчётов). В результате под руководством Кюльпе сформировалась Вюрцбургская школа психологии мышления, в которой учились экспериментатике будущие известные психологи Н. Ах, К. Бюлер, М. Вертгеймер, О. Зельц, К. Марбе, А. Майер, А. Мессер, И. Орт, Г. Уатт и др.
Проведённые Кюльпе исследования показали, что испытуемые при выполнении заданий совершают мыслительные операции, которые субъектами обычно непосредственно не осознаются; наряду с чувственным материалом в ткань переживаний включены элементы, не сводимые к сенсорике, но связанные с умственными актами (А. Мессер) и установками сознания (К. Марбе, Г. Уатт). Эмпирически обнаруженная их непосредственная неосознаваемость поставила перед Кюльпе проблему такой организации эксперимента, которая позволила бы обнаружить функциональное значение скрытых от простого внешнего наблюдения экспериментатором внутренних умственных переживаний испытуемого как объектов его самонаблюдения.
Полемизируя с современными ему позитивизмом, неокантианством, неогегельянством и феноменологией, Кюльпе развивал философию критического реализма, которая ориентировала эмпирическую психологию мышления на изучение феноменологии активности его субъекта, реализуемой в актах переживаний сознания и в опыте рефлексии; наиболее адекватным методом для этого Кюльпе полагал самонаблюдение испытуемыми собственного мышления.
Предметом исследований у Кюльпе выступили психические акты и состояния, названные им «эмпирическим мышлением» и представляющие собой конкретную реализацию «чистого мышления», процессы которого подчинены законам формальной логики. Для их регистрации Кюльпе разработал метод систематической интроспекции. Нормативно процедура такого метода состояла в том, что, решая мыслительную задачу на установление логической связи между понятиями, испытуемый должен был дать ретроспективный отчёт о своих состояниях сознания, пережитых им в процессе поиска решения. Такой самоотчёт назывался «систематическим», ибо весь мыслительный процесс строго членился во времени на различные отрезки, повторялся множество раз с целью уточнения описания его состояний и фаз (Н. Ах), а отчёт о них сравнивался с самоотчётами других испытуемых. Как писал Кюльпе, «лишь только опытные испытуемые на основании самонаблюдения над переживаниями во время исследования начали сообщать непосредственно после опыта полные и беспристрастные данные о течении душевных процессов… Испытуемые стали говорить на языке жизни, а представлениям о внутреннем мире отводили лишь подчинённую роль. Они знали и думали, судили и понимали, схватывали смысл и толковали общую связь, не пользуясь существенной поддержкой случайно всплывающих при этом чувственных представлений» (Кюльпе. 1914. С. 50). В итоге Кюльпе было установлено, что мысль с психологической точки зрения может быть охарактеризована не только негативно (как процесс без наглядных представлений), но и позитивно – как оперирующая значениями. Отсюда радикально изменилось прежнее представление о фактуре сознания, в состав которой теперь вводились новые феномены: интенциональные установки, умственные образы, состояния сознанности, смысловые отношения и др.
Использование метода систематической интроспекции позволяло регистрировать (посредством самоотчёта) не только традиционно выделяемое оперирование чувственными переживаниями и предметными содержаниями сознания, но и эксплицировать не замечавшиеся ранее в психологии их «ненаглядные» (неточно переведённые с немецкого языка как «безобразные») смысловые отношения, интенциональные установки и целевые связи, детерминированные задачей. Их взаимодействие выражало феноменологию процесса мышления, интерпретируемого с учётом идей Ф. Брентано и Э. Гуссерля.
Таким образом, Кюльпе вывел психологию познания за границы его сугубо рационалистической трактовки, инкорпорировав в структуру мышления – наряду с чувственно-предметными содержаниями сознания и интеллектуально-логическими операциями ума – также собственно психологические факторы в виде интенционально-целевых установок и проблемных рассуждений по решению задач (Г. Уатт), мотивационно-смысловых отношений и индивидуально-волевых усилий человека как активного субъекта познания. Эти факторы в своей совокупности являются «детерминирующими тенденциями» (Н. Ах) мыслительного процесса, взаимодействие которых обеспечивает эффективность продуктивного мышления посредством создания «антиципирующих схем» (О. Зельц), обеспечивающих творческое решение задачи.
В последний период жизни Кюльпе работал в Мюнхенском университете, где занимался экспериментальной эстетикой, применяя к изучению восприятия художественных произведений (живописи) методы эмпирической психологии сознания (интроспекция) и принципы философии критического реализма. Кроме того, Кюльпе уделил внимание систематизации таких разделов своей философской системы, как эстетика, логика, психология (соответствующие обобщающие работы были изданы в Лейпциге уже посмертно).
Совершённая Кюльпе объективация субъективного метода интроспекции (посредством организации систематического самонаблюдения в процессе поиска решения задачи) явилась источником экспериментальной психологии мышления. Идеи Кюльпе оказали значительное влияние на последующее развитие психологии познавательных процессов, в том числе на изучение продуктивного мышления в гештальтпсихологии (через О. Зельца и М. Вертгеймера до К. Дункера), развития речевого мышления (через К. Бюлера до Ж. Пиаже), процессов принятия решений в когнитивной психологии; также идеи Кюльпе были использованы П. Я. Гальпериным при разработке приложения концепции поэтапного формирования умственных действий к воспитанию дисциплинированного решения творческих задач.