Детство
Де́тство, период жизни человека от рождения до юности.
Психология трактует возраст как период в развитии личности. Существует несколько подходов к периодизации детства, связанных с пониманием движущих сил психического развития – способа добывания пищи (американский психолог У. Хатчинсон), типа интеллекта и уровня организации процессов мышления (Э. Клапаред, Ж. Пиаже), психосексуального развития (З. Фрейд, А. Фрейд), становления идентичности (Э. Эриксон), социальной ситуации развития (Л. С. Выготский), ведущего типа деятельности (А. Н. Леонтьев) и т. д. В российской психологии детство рассматривается на основе культурно-исторической психологии и теории деятельности, исследующих процесс присвоения социального опыта ребёнком в результате его активности, различных видов деятельности, при овладении которыми происходит переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий. В российской психологии распространена следующая периодизация детства:
младенчество (от рождения до 1 года);
раннее детство (1–3);
дошкольный возраст (от 3 до 6–7);
младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12);
подростковый возраст (от 11–12 до 14–15).
По мере своего психического развития ребёнок становится личностью, способной к рефлексии и к самостоятельным действиям на основе сознательно поставленных целей. В 15–17 лет, когда человек приобретает основные необходимые для самостоятельной жизни в обществе умения и способности, детство сменяется юностью. Понимание границ детства в обществе зависит от сложившихся стереотипов, отличающих ребёнка от взрослого. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовке человека к взрослой самостоятельной жизни, определяет специфику возрастной дифференциации (например, разделение на детсадовцев, школьников и студентов), продолжительность (детство становится длиннее с усложнением обучения и воспитания) и своеобразие детства. Дополнительным фактором в определении возрастных пределов детства выступают темпы индивидуального созревания организма – например, соотношение биологического, психического и социального возраста ребёнка зависит от климатогеографической, экологической и социокультурной среды.
Детство проходит как регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов, причём на каждом этапе детства складывается специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его социальной действительностью (Л. С. Выготский). Стабильный период характеризуется гармонией между средой и отношением к ней ребёнка: в это время он или она развивается сравнительно медленно, небольшие изменения накапливаются постепенно, а затем скачкообразно появляется какое-то возрастное новообразование, которое входит в противоречие с устоявшимися отношениями ребёнка с миром. Преодоление этого противоречия определяет взрывной характер развития в критические периоды, когда ребёнка часто характеризуют как трудновоспитуемого, «неуправляемого». Т. о., переход ребёнка из одной возрастной категории в другую нередко сопровождается возрастным кризисом (выделяют кризис новорождённости, кризис одного года, 3, 7, 13 и 17 лет).
Развитие ребёнка охватывает ряд связанных между собой сфер: психофизическую (изменения тела и самочувствия), личностную (становление идентичности, самосознания и саморегуляции), когнитивную (созревание познавательных способностей, интеллекта), эмоциональную, моральную и т. д. Приобретаемый ребёнком социальный опыт и биологические факторы выступают как источники и условия развития психики. В ходе онтогенеза эти условия существенно изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для формирования новых психических возможностей. Споры о том, чем предопределяется процесс детского развития – наследственностью или окружающей средой, обучением и воспитанием, привели к появлению теории конвергенции, взаимодействия этих двух факторов (В. Штерн), а также к выделению в ряде теорий третьего фактора – активности как деятельного состояния организма, обеспечивающего адаптацию к окружающей среде и её преобразование.
Психологические исследования детства, ведущиеся с конца 19 в. в русле таких научных дисциплин, как детская психология, психология развития или педагогическая психология, имеют большое значение для педагогической практики, формирования условий обучения и воспитания.
В социологии детство – это система взаимодействия детей и взрослых в контексте существующих в конкретном обществе в данный период социальных институтов и практик. В течение детского периода происходит становление будущего члена общества, гражданина путём социализации и в процессе интеграции субкультур ребёнка и взрослого. В то же время детство является важной составляющей общества, связанной с его воспроизводством. С этой точки зрения дети составляют демографическую категорию населения. От численности детей в конкретном обществе, от условий, при которых протекают процессы их социализации и формирования личности, зависит будущее этого общества.
Детство как социальный феномен определяет статус ребёнка как активного деятеля и участника социальных процессов, имеющего собственный взгляд на мир, особый язык и стиль мышления, утверждающий его личностную позицию, полноправную с миром взрослых людей. Современное представление о способности ребёнка к жизненному самоопределению привело к переосмыслению стереотипного представления о детях как «неполноценных» людях, лишённых права участвовать в решении вопросов их настоящей и будущей жизни, здоровья, повседневного благополучия. Исторически понятие «детство» связывается с определённым социальным статусом детей, с кругом их прав и обязанностей, с набором доступных для них видов и форм деятельности. Социальный статус детей сложился исторически и находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества; он регулируется социальными нормами и предписаниями, которые исторически приобретают силу правового закона, устанавливающего правила отношения к детям со стороны каждого члена общества, социальных групп, государства и общества в целом.
Социологические исследования детства представлены двумя направлениями: как определённой культурно-исторической ценности и как части социальной структуры. В рамках первого, культурно-антропологического подхода изучена эволюция детства (М. Мид, Л. Демоз), показана его связь с ценностно-смысловой сферой общества (Ф. Арьес), выделены кризисные периоды в жизни человека, связанные с его переходом во взрослые члены общества путём инициации (Ф. Боас, Б. Малиновский). Установлено, что внимание и забота о детях во многом связаны с особенностями демографической ситуации: в условиях высокой рождаемости и большой детской смертности жизнь ребёнка является относительной ценностью. В ситуации же сокращения рождаемости увеличивается и ценность детей, за жизнь которых взрослые начинают бороться, одновременно принимая на себя и социальную ответственность за их существование. Вместе с заботой о жизни и здоровье ребёнка формируется потребность близкой, доверительной связи с детьми, которые постепенно начинают восприниматься как полноценные в личностном отношении члены семьи, имеющие право отстаивать собственные интересы. Трансформируется также представление о дистанции, разделяющей мир взрослых и детей, вместе они образуют диалогический союз, основанный на взаимном признании, уважении и любви. Следствием ценностно-смыслового изменения отношения к детям становится расширение их социального статуса, признание за ними некоторых прав и свобод.
Как правило, детство протекает в одной из трёх культурных форм. Постфигуративная форма детства предполагает, что дети учатся главным образом у старших; кофигуративная – что и дети, и взрослые учатся прежде всего у равных, сверстников; префигуративная – что взрослые учатся также у своих детей (М. Мид). Каждой форме культуры соответствует особый статус детей: они не признаются членами общества; признаются зависимыми, подчинёнными членами общества; обладают «отсроченным» статусом, они лишь будущие члены общества; дети – ученики, воспитанники; дети – развивающиеся личности; дети – равноправные члены общества (С. Н. Щеглова).
В рамках второго направления исследований объяснение феномена детства как важной части социальной структуры общества, включённой в систему социальных отношений, участвующей в организованных видах деятельности и взаимодействующей с взрослым сообществом, строится на признании институциональной активности детей, их способности формировать свою детскую субкультуру общения и поведения путём имитации, подражания взрослым. Относительная независимость детской субкультуры характеризует её как некую автономную реальность, обладающую собственным языком, структурой, функциями, традициями, в которой выделяются несколько фундаментальных элементов: игра; фольклор и художественное творчество; общение и коммуникативное поведение. Становление и развитие детской субкультуры находятся под воздействием нескольких факторов: влияния «взрослой культуры» родителей и воспитателей; личных усилий ребёнка, проявляющихся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; воздействия уже существующей детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей (М. В. Осорина).
Детство рассматривается также и в аспекте соотношения репродуктивных и креативных механизмов социализации, которые неразрывно связаны с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей. По мере усложнения и обогащения культуры объём передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а формы их передачи дифференцируются и специализируются. При этом творчество и подражание во всех их формах являются непременными атрибутами адаптации подрастающего поколения к постоянно изменяющимся социокультурным условиям жизни. Особенностью социализации в таких условиях является противоречие между растущей автономией детства и усилением контроля взрослых над детскими практиками, повышенным вниманием к детству, избыточностью опеки детей.
В России социальные проблемы детства исследуются в рамках социологии семьи, образования, молодёжи и т. д. Особое внимание уделяется наиболее острым проблемам: сиротству, беспризорности, преступности, проституции, наркомании и другим формам асоциального поведения подрастающего поколения.