Бюлер Карл
Бю́лер Карл (Karl Bühler) (27.5.1879, Меккесхейм, ныне земля Баден-Вюртемберг – 24.10.1963, Лос-Анджелес), немецкий и австрийский психолог. Муж Ш. Бюлер. Учился в университетах Фрайбурга и Страсбура, ученик О. Кюльпе. Профессор университетов Бонна (1909), Мюнхена (1915), Дрездена (1918), Вены (1922). В 1938 г., после фашистской оккупации Австрии, переехал в Норвегию, затем в США. С 1906 г. в рамках Вюрцбургской школы исследовал мышление, выделяя в нём образы, интеллектуальные чувства и собственно мысли, лишённые чувственно-образного характера. Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. служил военным хирургом. После войны занимался проблемами детской психологии, выделил три уровня в развитии психики: инстинкт, навык и интеллект, связывая последний с актами внезапного понимания (ага-переживание, инсайт). В работе «Кризис психологии» («Die Krise der Psychologie», 1927) Бюлер предложил преодолеть кризис психологии путём синтеза трёх подходов: субъективного (интроспективной психологии), объективного (бихевиоризма) и культурно-исторического (понимающей психологии).
Развивал психологическое направление в языкознании, функциональную лингвистику. Создал «эгоцентрическую концепцию» языкового поля; выделил в языке указательное поле личных местоимений, местоименных наречий и др., которые ставятся говорящим в соответствие коммуникативной ситуации. Считал язык функциональной системой, выделив в нём три функции: выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим; обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим; сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом, о котором идёт речь.