Подростковый возраст
Подростко́вый во́зраст (англ. adolescence age, teenage age), период развития в жизни человека, следующий после детства и завершающийся переходом в юношеский возраст. Продолжительность подросткового возраста может изменяться от 1–2 до 10 лет в зависимости от условий развития человека: длительность периода становится тем больше, чем выше социально-психологическое благополучие окружающей его среды (Zazzo. 1966). В подростковом возрасте происходит множество физиологических и психологических изменений субъекта. Для этого периода характерно значительное ускорение темпов развития, завершение формирования репродуктивных органов, первичных и вторичных половых признаков, таких как волосяной покров тела, увеличение мышечной и жировой массы, рост силы и выносливости, а также гормональные изменения и изменения в функционировании структур головного мозга – всё это является биологическими признаками подросткового возраста (Крайг. 2021).
Границы подросткового возраста
В докладе Консультативного комитета по проведению Международного года молодёжи на 45-й сессии Комиссии по народонаселению и развитию (23–27 апреля 2012) в качестве подросткового возраста определён жизненный период от 10 до 19 лет, а период от 15 до 24 лет – как юношеский возраст (Комиссия по народонаселению и развитию. 2012). Британский психолог Л. Антробас предлагает считать, что подростковый возраст сейчас длится до 24 лет, поскольку в современном западном обществе люди перестали успевать решать задачи по переходу к взрослой жизни (приобрести ясный образ себя и стабильную самооценку, завершить сепарацию от родителей, пережить шторм гормональной перестройки и стать эмоционально зрелыми) к 18 годам (Arnone. 2014). Поскольку подростковый возраст чувствителен к социальному устройству и связан с жизненными задачами, стоящими перед взрослыми людьми, его моделирование для исследовательских или прикладных целей может быть эффективным только при условии учёта актуальной ситуации в социальной среде. В современной России значимыми факторами являются глобализация, новые технологические возможности, изменение уклада семьи и её размера, требований общества, реформы в системе образования (Хломов. 2016).
Культурно-историческая концепция и психологическая теория деятельности рассматривают психологические изменения, происходящие с подростком, как результат взаимодействия с социальной средой (Выготский. 2003; Обухова. 1995). Ключевыми конструктами для объяснения развития являются социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Через интимно-личностное общение со сверстниками, учебную, общественно-полезную и проектную деятельность, самоопределение, самоосознавание подростки решают задачи развития – формируют идентичность, в том числе полоролевую, создают новый телесный образ себя, развивают волевую регуляцию поведения, способность определять меру и принимать ответственность за свои действия, учатся выстраивать конструктивные отношения в сложных ситуациях (Эльконин. 1971; Обухова. 1995; Фельдштейн. 1999; Поливанова. 2006). Способы и успешность решения этих задач зависят от социальных сред, в которых существует подросток.
Характеристики подросткового периода
По мнению Ш. Бюлер, подросткам свойственны безрадостность, несоответствие поведения требованиям; подростки хотят стать другими, но им не всегда удаётся подчинить своё тело и поведение. Внутренние конфликты подростков, противопоставление ими себя другим людям описываются автором как ненависть к себе и враждебность к окружающему миру, которые могут переживаться одновременно или чередоваться. Для этого возраста становятся характерными непослушание, нарушение запретов, при этом подросток может чувствовать себя одиноким, чужим и непонятым взрослыми и сверстниками. Подросток прежде всего обращает внимание на негативные моменты своего взаимодействия с окружающими, а привычными способами его реагирования становятся пассивная меланхолия и агрессивная самозащита. Последствиями этого являются общее снижение продуктивности и энергии, самоизоляция от других людей или активное враждебное отношение к ним, различные асоциальные поступки, что, в свою очередь, ведёт к дальнейшему усилению негативных переживаний. Переход от противоречивого подросткового периода развития к следующему, более позитивному, Бюлер описывает как очень постепенный (Bühler. 1933).
Как крайние проявления этих особенностей подросткового возраста Ш. Бюлер расценивает возникновение мыслей о самоубийстве, влечений к тайному, запрещённому, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни (Bühler. 1933).
К. Левин отмечает изменчивый характер поведения подростка и его склонность к конфликтам, а также недостаток когнитивной ясности относительно мира взрослых, в который тот собирается вступить, радикализм, готовность примкнуть к экстремистским политическим группировкам и объясняет всё это резкостью суждений и лёгкостью изменения убеждений подростка (Левин. 2001).
Маргинальная позиция подростка связана с тем, что он старается отдалиться от своей прежней возрастной группы (детей), но ещё не вошёл в более привилегированную в смысле власти и возможностей группу взрослых. Эту ситуацию подросток может использовать в своих интересах, например для избегания ответственности: претендуя на права взрослых, он в то же время сохраняет возможность действовать, как ребёнок (Muuss. 1988).
Отмеченные К. Левином застенчивость, чувствительность и агрессивность подростков могут быть объяснены той же неясностью и нестабильностью их позиции. Сам Левин объяснял эти особенности подросткового периода наличием постоянных конфликтов в отношениях подростка с окружающими в связи с несовпадающими ценностями, идеями и предпочтениями (Левин. 2001).
В. Штерн считал необходимым и неизбежным наличие в подростковом возрасте негативных переживаний: сопоставляя изменения своего самоощущения и окружающей среды, подросток формирует представления о причинах таких переживаний и путях разрешения проблемных ситуаций. Важными движущими силами развития личности подростка, по Штерну, являются рефлексия и социализация (Штерн. 1997).
А. Фрейд важнейшей чертой подросткового периода считала прерывание мирного роста человека, а сохранение в этом возрасте достигнутого ранее равновесия рассматривала как отклонение от нормы. Она характеризовала подростков как хаотичных и конфликтующих, объясняла бунтарское поведение подростков давлением либидозной энергии периода полового созревания и одновременным формированием комплекса психологических защит подростка от проявлений этой энергии (Фрейд. 2000).
Подростки воспринимаются взрослыми как «другие», «чужие», «странные», «далёкие», тем самым создаётся система разграничений и ограничений для подростков, что, по мнению М. Кле, приводит к изгнанию подростков из социальной жизни, отгораживанию их от групп детей, причём скорее с целью снижения риска участия детей в опасных формах поведения (Кле. 1991).
Ф. Дольто в качестве проблем, характерных для подросткового возраста, указывает суицидальное поведение, правонарушения, рискованное сексуальное поведение, злоупотреблением алкоголем и наркотиками. Автор называет подростковый возраст возрастом склонности к рисковому поведению, а подростков – ищущими риска (Дольто. 2013).
По мнению А. Бандуры, поведение подростков во многом определяется тем, как они интерпретируют окружающую среду. Например, агрессивные мальчики-подростки в различных ситуациях приписывают другим людям враждебные намерения (Dodge. 1987). Бандура указывал на взаимовлияние индивидуальных особенностей подростка и его окружения: на позитивного, спокойного, дружелюбного подростка в условиях позитивной социально-устойчивой общественной ситуации скорее будет формироваться позитивная, поддерживающая реакция окружения, а на раздражительного, неуравновешенного, конфликтного – негативная; в свою очередь, реакция окружения ведёт к усилению соответствующих проявлений подростка (Бандура. 2000).
А. Бандура отмечал появление в подростковом возрасте такого способа регуляции, как самоподкрепление. Подростки, ставящие перед собой социально негативные цели и достигающие их с помощью агрессии, ощущают гордость и удовлетворение, снижают нужду в подкреплении от родителей, учителей и руководителей. Когда другие подростки видят позитивное подкрепление агрессивного поведения, вероятность такого поведения возрастает и у них (Бандура. 2000).
Л. С. Выготский описывал подростковый возраст как период разрушения старых основ, норм, систем и интересов и формирования новых, на вновь созревающей биологической основе. Он выделял несколько основных групп интересов подростка, которые называл доминантами: 1) эгоцентрический интерес, интерес к своей личности; 2) жизненные планы, содержащие ориентацию на далёкие цели и перспективы (позже описаны также Л. И. Божович); 3) интересы, связанные с усилиями воли, ориентация на преодоление и напряжение (в том числе хулиганство, протест и другие негативные проявления); 4) романтические доминанты – идеализация и стремление к неизвестному, рискованному, героическому (Выготский. 2003).
Д. Б. Эльконин указывал такие особенности подросткового возраста, как сложности отношений со взрослыми, негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, избегание обучения (в связи с тем что самые важные события в жизни человека подросткового возраста происходят вне учебного процесса). Он указывал на важность отношений подростка со сверстниками, подростковых компаний; отмечал, что подростки начинают описывать свою жизнь, вести дневник, который для подростка является возможностью свободно выражать свои внутренние, интимные переживания, беспокоящие идеи, сомнения и наблюдения за собой и другими, способом развивать рефлексию и заниматься поисками ответа на вопрос «Кто я?». Подросток сравнивает себя с ребёнком и взрослым, ощущает себя скорее взрослым, формирует представление о себе как о «не ребёнке» (Эльконин. 1971).
Т. В. Драгунова вслед за А. Бандурой отмечала, что для подростков характерно подражание внешним признакам взрослости – курение, азартные игры, употребление алкоголя, использование взрослого лексикона, стремление к взрослому стилю в одежде и причёске, в способах флирта, отдыха, развлечений, ухаживания. Другими формами взрослости являются социальная зрелость, формирующаяся при сотрудничестве подростка и взрослого, и интеллектуальная зрелость, обеспечивающаяся самообучением подростка, формированием у него полноценных знаний и умений (Драгунова. 2008).
Л. И. Божович описывала подростковый возраст как связанный с радикальным выходом за границы знакомого, сломом и перестройкой всех прежних отношений ребёнка к миру и к самому себе, сопровождающимися развитием процессов самосознания и самоопределения. Изменяется система мотивации, формируется иерархическая структура мотивов, возникает механизм действия мотивов на основе сознательно поставленных целей. Развитие мотивационной сферы подростка Божович связывала с нравственным развитием, которое реализуется в любой деятельности, требующей отношений между людьми (Божович. 1979).
А. М. Прихожан рассматривала подростковый возраст как кризисный и выделяла в нём 3 последовательные фазы: 1) негативную, или предкритическую, результатом которой является распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную, которая условно датируется возрастом 13 лет; 3) посткритическую – период формирования новых структур и отношений (Прихожан. 1997).
Задачи развития в подростковом возрасте
Уже Я. А. Коменский определял возрастные задачи отроческого и юношеского периодов (соответствующих современному подростковому возрасту) сходно с современными представлениями: обучение саморегуляции, построение семьи, социальной жизни в школе и государстве, профессиональная ориентация – выбор жизненного дела (Бим-Бад. 2003). Ш. Бюлер связывала задачи развития в этом возрасте с потребностью в дополнении себя, потребностью в другом, с возможностями реализовать себя (Bühler. 1933). К. Левин задачей развития в подростковом возрасте считал освоение подростком своей изменившейся телесности (Левин. 2001). Задача развития социального познания у подростков описана в работах Ж. Пиаже о последней стадии формирования интеллекта – стадии формальных операций. На этой стадии возникает готовность использовать для решения задач формальную логику и другие формы абстрактного мышления (Крайг. 2021). Позже эта идея была развита в работах Р. Селмана о социальном познании как способности понимать других людей, их эмоции, мысли, намерения и формировать на этой основе отношения между людьми (Selman. 1980).
Главные новообразования подросткового возраста
Новообразованиями возраста считаются структуры, возможности личности, социальные и индивидуальные, интра- и экстрапсихические изменения, которые возникают в данном возрасте и характерны для него.
Э. Шпрангер считал главными новообразованиями подросткового возраста открытие «Я», рефлексию и осознание своей индивидуальности (Spranger. 1957).
К. Левин отмечал значительное расширение жизненного пространства подростка, объективно требующее нарушения старых границ, выхода за их пределы. Оно происходит как за счёт расширения географического окружения, возможностей перемещения в пространстве, так и за счёт разрастания социального окружения, вхождения подростка в более широкие социальные группы. У подростков происходит также глубокое изменение временно́й перспективы: они научаются представлять будущее, постепенно дифференцируя уровни реальности. Общие идеи проходят проверку и превращаются в определённые действия, например по подготовке к будущей профессии. Возникает умение планировать, структурировать временну́ю перспективу таким способом, который соответствует как собственным целям или ценностям человека, так и реальности (Левин. 2001).
З. Фрейд и А. Фрейд отмечают подчинение эрогенных зон главенству генитальной зоны; происходит выход за границы психосексуального моратория, формирование новых сексуальных целей, различных для мальчиков и девочек; с точки зрения сексуальных отношений подростки выходят за границы семьи, реализуют поиск новых сексуальных объектов вне её (Фрейд. 1991; Фрейд. 2000). Э. Эриксон полагал, что подростковый период должен заканчиваться формированием позитивной или негативной идентичности, чувства личной идентичности или диффузной идентичности как крайних возможностей осознания самого себя (Erikson. 1994).
Р. Селман описывает формирование осознания мотивов и чувств других людей, отмечает, что подросток начинает понимать и учитывать наличие у других личности, характера, систем убеждений и ценностей (Selman. 1980).
Л. С. Выготский в качестве важных новообразований подросткового возраста отмечал развитие способности формирования понятий, обеспечивающих высшую форму интеллектуальной деятельности человека, и развитие рефлексии, которая лежит в основе самосознания (Выготский. 2003).
Д. Б. Эльконин, развивая представления о подростковом возрасте, указывал на фокусировку подростка на самом себе. Основной вопрос подростка – «Что я такое?», и ответ на этот вопрос ищется посредством столкновения с социальной реальностью (Эльконин. 1971). Развитие системы убеждений формирует нравственное мировоззрение подростка, которое Л. И. Божович связывает со стабилизацией качеств личности, их направленности. В качестве важного новообразования она также выделяет самоопределение, базирующееся на сложившихся интересах и стремлениях подростка, учитывающее его возможности и внешние обстоятельства и обеспечивающее выбор его профессионального пути (Божович. 1979).