Психодрама
Психодра́ма, направление психотерапии, способствующее разрешению личностных проблем посредством особым образом организованного театрализованного действия. Создана Я. Л. Морено. Первоначально это направление возникло в 1921 г. в Вене как экспериментальный «театр спонтанности», в качестве психотерапевтической системы оформилось в США в 1930-е гг. в соединении с созданными Морено социометрией и групповой психотерапией. Психодрама понималась Морено как метод творческого самоисследования и актуализации божественного начала в человеке, помогающий, в частности, преодолеть «невроз креативности», возникающий у человека при невозможности реализации им своего творческого потенциала. Терапевтическая группа представляет собой пространство возможной «встречи» людей, их глубокого психологического взаимопроникновения и конструктивного обогащения.
Концептуальной основой психодрамы является теория ролей, среди которых Я. Л. Морено выделил роли соматические, психические и социальные. Источником психологических проблем могут быть как ролевой дефицит (недостаточность ролевого репертуара), так и ролевые конфликты, разрешение которых является целью психотерапии (восполнение ролевого дефицита в процессе драматизации через исполнение новых для себя ролей и т. п.).
Основные элементы классической психодрамы: протагонист – член группы, который на данной сессии выступает в качестве клиента; ведущий («директор» – режиссёр и аналитик), ответственный за деятельность группы, с его помощью протагонист осуществляет инсценирование своей проблемы и её проработку; члены группы, избираемые протагонистом на исполнение ролей в его драме; аудитория – члены группы, не участвующие непосредственно в сценическом действии и выступающие в качестве зрителей.
Психодраматическая сессия предполагает три основных этапа: 1) так называемый разогрев – организуемое ведущим приведение группы в состояние активности и готовности к импровизации; 2) психодраматическое действие – протагонист при помощи ведущего осуществляет постановку своей драмы, по ходу рассказа о важных для него событиях выбирая на исполнение ролей членов группы; 3) обмен чувствами («шеринг»), возникшими у членов группы в процессе психодраматического действия в связи с ассоциациями из собственного жизненного опыта. Наряду с психодрамой, ориентированной на протагониста, возможна психодрама, ориентированная на группу (строится по той же структуре).
В качестве основных техник Я. Л. Морено выделял три: «зеркало» (протагонист занимает внешнюю позицию и имеет возможность увидеть со стороны поставленные им сцены), «дублирование» (ведущий, эмпатически идентифицируясь с протагонистом, выступает в качестве его «внутреннего голоса») и «обмен ролями» (протагонист и избранные им члены группы временно меняются местами, играя роли друг друга с последующим возвращением). Наряду с этим, используются театральные техники (монолог, диалог, самопредставление, хор и др.), техники работы с пространством и временем (шаг в прошлое, шаг в будущее и т. п.).
Психодрама получила распространение в Европе, США, странах Латинской Америки, с конца 1980-х гг. начала развиваться в России.