Психология развития
Психоло́гия разви́тия, совокупность дисциплин, исследующих становление и переход психических явлений от одного уровня к другому, при котором происходят качественные изменения психических процессов, появление новых механизмов и структур. Для прогрессивного развития характерна возрастающая организация и дифференциация психических процессов, для аномального развития – нарушение этих процессов, а для регрессивного развития – дезорганизация, замедление и прекращение роста и накопления психических способностей.
В состав психологии развития входят эволюционная психология, включающая в себя зоопсихологию и антропогенез, и психологии развития человека, проблемы которой рассматриваются возрастной психологией, когнитивной психологией, этнопсихологией и др. Биологические основы развития изучаются нейрофизиологией, психофизиологией и психогенетикой.
Наиболее разработана возрастная психология, включающая в себя детскую психологию, психологию зрелых возрастов (life-span), геронтопсихологию. Она изучает психическое развитие человека на протяжении его жизненного пути, специфические особенности младенчества, детства, подросткового возраста, юности, зрелости, старости, переход от одного психологического возраста человека к другому и связанные с этим возрастные кризисы.
Основы психологии развития человека были заложены Л. С. Выготским, З. Фрейдом, австро-американским психологом Х. Вернером (1890–1964), Ж. Пиаже, П. Я. Гальпериным и развиты в работах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, В. П. Зинченко, В. В. Давыдова, Б. Д. Эльконина, А. Фрейд, М. Мид, Дж. Брунера, А. Бандуры, Э. Эриксона и др.
В понимании хода, условий, источника, формы и движущих причин развития психики и личности человека различаются классическая и неклассическая психология развития. В классической психологии преобладает естественно-научная парадигма, в соответствии с которой источником развития является изначальная природа человека, среда – это условие развития, происходящего в форме адаптации к среде; конвергенция наследственности и среды является движущей причиной развития, которое представляет собой процесс социализации (психоанализ, генетическая психология Ж. Пиаже, бихевиоризм, теория социального научения). В неклассической психологии среда является источником развития психики, происходящего в форме присвоения культуры, накопленной на протяжении предшествующей истории, и перехода от социального к индивидуальному (процесс интериоризации); условия развития – морфофизиологические особенности мозга и общение. Движущей причиной развития является обучение (см. Культурно-историческая психология).
Механизмы возникновения нового, выявленные в психологии развития: дифференциация и иерархическая интеграция психических явлений (Х. Вернер), перестройка отношений внутри целостного ансамбля этих явлений (гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания), классическое обусловливание (И. П. Павлов и его учение о формировании условных рефлексов), оперантное научение (Б. Скиннер), подражание модели (А. Бандура), «вклинивание» (Д. Б. Эльконин; например, отрыв свойства вещи от самой вещи через её изображение, приводящий к возникновению категориального восприятия).
Стратегии, используемые в психологии развития: наблюдение (получение фактов), констатирующий эксперимент (обобщение полученных фактов и установление законов), формирующий эксперимент, выявляющий скрытые механизмы психического процесса, недоступные непосредственному наблюдению.
Каждая стратегия имеет свои методы: родительские дневники (Н. А. Менчинская, В. С. Мухина) в рамках наблюдения, методы поперечных срезов (Ж. Пиаже) и лонгитюдных исследований (А. Гезелл, Л. Термен, США) в рамках констатирующего эксперимента, экспериментально-генетический метод, позволяющий перейти от описания явления к его объяснению (Л. С. Выготский), и метод поэтапно-планомерного формирования умственных действий, понятий и образов (П. Я. Гальперин) в рамках формирующего эксперимента и т. д. В составе этих методов существуют многочисленные методики исследования (тесты). Тестирование в стратегии констатирующего эксперимента чаще всего осуществляется по схеме «стимул – реакция», одинаково приложимой ко всем формам поведения – низшим и высшим. Для исследования специфики высших психических функций в рамках экспериментально-генетического метода применяется методика двойной стимуляции (т. н. методика Выготского – Сахарова), когда один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой – функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется (схема методики приобретает форму «объект – средство – деятельность»).