Австрия. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра А́встрии, художественная культура Австрии.
Искусство до 10 в.
С 1–3 вв. на территории современной Австрии (римские провинции Норик, Реция и Паннония) сохранились остатки древнеримских сооружений, произведений скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства: городища Лауриак, Виндобона (ныне Вена), Карнунт, Агунтум, Ювавум (ныне Зальцбург), Флавия-Сольва и др. Среди раннехристианских построек 5 в.: одноапсидные базилики в Лорхе (на месте Лауриака; ныне район в составе г. Эннс) и Маутерне (округ Леобен, федеральная земля Штирия), 3-нефная церковь в Теурнии с напольной мозаикой, комплекс в Хеммаберге (оба – ныне федеральная земля Каринтия). К эпохе Каролингов относятся собор в Зальцбурге (767–774), церковь в Линце (799 или 955) и другие постройки.
Романский стиль
Многочисленные памятники романского стиля (11–13 вв.): собор Успения Девы Марии в Гурке (федеральная земля Каринтия) со «100-колонной» криптой (между 1140 и 1200; росписи 2-й половины 13 в.), центрические двухъярусные погребальные капеллы [т. н. карнеры, выполнявшие функции оссуариев; например, карнер, примыкающий к приходской церкви Святого Стефана в городе Тульн (Тульн-на-дер-Донау), 1240–1250] и др. Местная особенность базилик – отсутствие или слабая выраженность трансепта. В монастыре Ноннберг (Зальцбург) впервые в австрийской и германской архитектуре появился клуатр (середина 12 в.). Для романской живописи Австрии характерно влияние византийского искусства эпохи Комнинов: миниатюры т. н. зальцбургской школы (лекционарии из собрания П. Моргана, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк: G44, 1045–1055; M780, 1070–1090), фрески в 12 нишах церкви монастыря Ноннберг (около 1140) и замковой капеллы Хохеппана [между 1130 и 1165; провинция Больцано (Южный Тироль), по условию Сен-Жерменского мирного договора с 1919 территория Италии], а также витражи, памятники пластики, монументальной живописи, книжной миниатюры «зигзагообразного стиля» (Zackenstil) в Штирии, Каринтии 1250-х – 1290-х гг.
Готика
К произведениям переходного – от романики к готике – стиля относятся церковь Шоттенкирхе в Вене (1160-е гг.), цистерцианский монастырь в Хайлигенкройце (федеральная земля Нижняя Австрия; основан в 1133). Влияние французской готики сказалось на архитектуре и скульптуре романской в основе церкви в Шёнграберне (ныне Граберн; начало 13 в.). Важнейший памятник австрийской готики (13–15 вв.) – собор Святого Стефана в Вене (1137–1147; перестроен в готическом стиле после пожара 1258 в 1304–1578) – близок типу зальных церквей (слияние основной части церкви с хором и отсутствие трансепта); таковы также церкви в Цветль-Нидерэстеррайхе (1343–1383) и Штрасэнгеле близ Граца (1355). В 12–15 вв. преобладало церковное и монастырское строительство, т. к. города Австрии, по сравнению с другими землями Священной Римской империи, были неразвиты. Памятники поздней готики (15–16 вв.) – башни и западный портал собора Святого Стефана в Вене, церковь в г. Швац (1460–1502), надгробия работы Н. Герхарта Лейденского (голова Сивиллы, или «Барбара фон Оттенхайм», 1463–1464, Музей скульптуры Либигхаус, Франкфурт-на-Майне), Х. Фалькенауэра, Й. Хубера и Х. Бранда.
Искусство Возрождения
В искусстве 15 в. (алтарные композиции скульптора Я. Кашауэра, живописца Р. Фрюауфа Старшего, резные и живописные алтари М. Пахера) наметился переход к гуманистическим принципам Возрождения, сложившегося в Австрии к 16 в. В это время в Граце, Инсбруке, Клагенфурте-ам-Вёртерзе и других городах строились общественные здания и дворцы с лоджиями и эркерами, украшенные ренессансным декором и композициями в технике сграффито. В начале 16 в. в Вене работали немецкие мастера: в 1501–1504 гг. – Л. Кранах Старший, ставший одним из основателей дунайской школы; в 1515 и 1520 гг. – швабский мастер Б. Штригель в качестве портретиста при дворе Максимилиана I. Выделяется творчество художников В. Хубера – представителя дунайской школы и Я. Зайзенеггера – портретиста, работавшего при дворе Карла V (в том числе в Вене, 1531–1538).
Эпоха барокко
Искусство Австрии приобрело международное значение в эпоху барокко. В Вене, Зальцбурге, Линце, Мельке были возведены городские и загородные дворцы, монастыри и церкви, отличающиеся большим размахом, пластическим богатством форм и декора: церковь Святого Карла Борромея (1716–1739, архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах, Й. Э. Фишер фон Эрлах) и дворцовый ансамбль Бельведер (1712–1723, архитектор И. Л. фон Хильдебрандт) в Вене, монастырь в Мельке (1702–1746, по проекту архитектора Я. Прандтауэра). Благодаря размаху строительства расцвело искусство декоративной скульптуры (Б. Пермозер, Г. Р. Доннер, Ф. К. Мессершмидт), резьбы по дереву, мебели, керамики (венский фарфор, с 1717–1718).
В 1692 г. основана Академия изобразительных искусств в Вене. В 17–18 вв. Австрия стала важнейшим центром многонационального искусства Центральной и Восточной Европы. В Вене в 1-й четверти 18 в. работал чешский портретист Я. Купецкий. В позднебарочных станковых и алтарных картинах, плафонах П. Трогера, Ф. A. Маульберча и М. И. Шмидта заметно влияние венецианской школы. Переход к классицизму в последней четверти 18 в. обозначился в живописных портретах И. Б. Лампи Старшего, Г. Ф. Фюгера, И. М. Грасси, фарфоровой скульптуре А. М. Грасси.
Искусство 19 в.
В 1-й половине 19 в. в архитектуре господствовал классицизм, в живописи заметное место занял романтизм: альпийские пейзажи Й. А. Коха, религиозные картины назарейца Й. фон Фюриха, сказочный мир Средневековья в картинах и росписях М. фон Швинда. В парадных многофигурных композициях И. П. Крафта заметна натуралистическая тенденция в изображении деталей. Со 2-й четверти 19 в. в Австрии распространилось искусство бидермайера: портретная живопись М. М. Даффингера, Й. Крейцингера, Ф. Р. фон Амерлинга представляла человека в домашней обстановке, пейзажи и жанрово-идиллические сцены Ф. Г. Вальдмюллера воспроизводили черты национального ландшафта и сельского быта. В середине 19 в. в Вене работал М. Тоне, развернувший производство мебели из гнутого дерева (т. н. венские стулья).
Во 2-й половине 19 в. в архитектуре доминировали исторические стили и эклектика, которые определили грандиозные работы по застройке венской улицы Рингштрасе доходными домами и крупными общественными зданиями: Венской государственной оперы (1861–1869, архитекторы А. Зикарт фон Зикардсбург, Э. ван дер Нюлль), «Бургтеатра» (1874–1888, архитекторы Г. Земпер, К. фон Хазенауэр) и Ратуши (1872–1883, архитектор Ф. фон Шмидт). Оппонируя идеям открытой пространственной организации этой улицы, образованной полукольцом бульваров, К. Зитте разработал градостроительную концепцию, основанную на исторической традиции замкнутых пространств площадей и городских ансамблей.
Импозантности «стиля Рингштрасе» созвучна театрально-аффектированная живопись X. Макарта. Одновременно развивалось искусство «поэтического реализма», отмеченное влиянием эстетических принципов французской живописи 19 в.: пейзажи А. К. Р. фон Петтенкофена, Э. Я. Шиндлера, Э. Еттеля, К. Молля и Р. Рибарца, жанровые и исторические композиции Ф. фон Дефреггера, К. Л. Мюллера, предвосхищавшие искусство модерна и символизма картины А. Ромако и других мастеров. Высокая живописная культура отличает пленэрные работы К. Шуха.
Модерн и символизм
Созданный в 1897 г. Венский сецессион (см. Сецессион) объединил ведущих австрийских мастеров (архитекторы О. Вагнер, Й. М. Ольбрих, Й. Хофман, живописцы Г. Климт, Э. Шиле и др.). Декоративная фантазия стиля модерн (в Австрии – «сецессионстиль»), эротическая символика проявились в живописи Климта и Шиле, изысканно-строгих изделиях объединения «Венские мастерские» (с 1903; Й. Хофман, К. Мозер, Д. Пехе и др.). На австрийскую форму модерна повлиял стиль Глазго (см. также в статье о Ч. Р. Макинтоше). Предшественником венской школы фантастического реализма стал А. П. Гютерсло, ученик Климта.
Архитектура ведущих мастеров модерна сочетала декоративную фантазию с холодноватой сдержанностью и геометрической чёткостью форм; среди примеров в Вене – здание Сецессиона (1897–1898, архитектор Ольбрих), здание Центральной почтовой сберегательной кассы (1904–1906, расширено в 1910–1912), церковь психиатрической больницы «ам-Штайнхоф» (Святого Леопольда; 1904–1907; оба – архитектор Вагнер). Противником изощрённой декоративности «сецессионстиля» был А. Лоос, своими проектами и публицистикой предвосхитивший современное движение (дом Штайнера в Вене, 1910, и др.). Творчество М. Фабиани соединяло югендстиль, необарокко, эклектику.
Венская школа искусствознания
На базе основанной в Венском университете Р. Айтельбергером кафедры истории искусств (1852) при тесном сотрудничестве с музеями (Музей истории искусств, Музей прикладного искусства, Альбертина) сложилась венская школа искусствознания (Ф. Викхофф, А. Ригль, М. Дворжак, Ю. фон Шлоссер, Й. Стшиговский, Х. Титце, О. Бенеш), принципы которой получили развитие в работах Х. Зедльмайра, О. Пехта, О. Демуса, Э. Гомбриха и других исследователей.
Искусство 20–21 вв.
В 1-й четверти 20 в. экспрессионизм получил значительное развитие в живописи и графике О. Кокошки, А. Кубина, О. Ласке, пронизанных мистической фантастикой.
Архитектура 1920-х – 1930-х гг. распространяла открытия начала века в области рациональной планировки и конструкции на создание жилых массивов, рабочих посёлков [социальные жилые комплексы (Gemeindebau) «Красной Вены» (Das Rote Wien), в том числе «Карл-Маркс-хоф» (Karl-Marx-Hof), 1927–1930; посёлок Австрийского Веркбунда (Österreichischer Werkbund) в Вене, 1932], многофункциональных комплексов (архитекторы Ф. Шустер, Й. Франк, К. Эн). В 1938–1945 гг. национально-романтическое направление в архитектуре и неоклассицизм (монументальная скульптура Й. Торака) развивались при поддержке германских национал-социалистических властей.
После Второй мировой войны при восстановлении сильно пострадавших от бомбардировок городов Австрии в архитектуре возобладали традиционализм (К. Хольцмейстер) и модернизм [жилой комплекс Пер-Альбин-Хансон, 1949–1953, архитектор Ф. Шустер; спортивно-концертный комплекс «Штадтхалле», 1953–1958, архитектор Р. Райнер; здание Музея Вены, 1954–1959, архитектор О. Хардтль (Хердтль); т. н. дом 20 века (с 2011 – дом 21 века), 1958–1962, архитектор К. Шванцер и др.; все – в Вене], развернулось церковное строительство.
Изобразительное искусство эволюционировало от экспрессионизма к беспредметности (Г. Бёкль, автор картин и росписей на религиозные темы). Наряду с абстракционизмом (скульптор Ф. Вотруба, ряд его учеников и последователей: И. Аврамидис, О. Оберхубер, Р. Хофленер, А. Хрдличка, К. Штенверт) развивалось творчество представителей венской школы фантастического реализма (А. Брауэр, А. Лемден, Э. Фукс, Р. Хауснер, В. Хуттер). Этому течению близок Ф. Хундертвассер. В 1970-х гг. в Австрии набрала силу новая волна экспрессионизма (живопись и графика М. Лассниг). Живописец А. Райнер от фантастического реализма перешёл к экспрессивным методам венского акционизма, наиболее заметного явления австрийского искусства 1960-х – 1980-х гг., в хеппенингах которого демонстративно нарушались различные табу (Г. Нич, О. Мюль, Г. Брус, П. Вибель, О. Винер, Вали Экспорт, Р. Шварцкоглер, В. Пихлер и др.).
В 1970-х гг. международную известность получила деятельность экспериментальной архитектурной мастерской Coop Himmelb(l)au, позднее перешедшей к реальному проектированию. Утопизмом отмечены архитектура и графическое творчество М. Пайнтнера, автора проектов «экологически чистого» будущего. Объединение художников и архитекторов Haus-Rucker-Co (Л. и М. Ортнер, см. Ortner & Ortner; Г. Цамп-Кельп) также базировалось на протестной идеологии, моделируя ситуации будущего с угрожающими последствиями технического прогресса. Эксперименты коснулись церковного строительства (католические церкви в Вене: Пресвятой Троицы на горе Святого Георгия, 1974–1976, по проекту Ф. Вотрубы; Христа, надежды мира, 2000, архитектор Х. Тезар).
Архитектуру Австрии последней трети 20 – начала 21 вв. определило творчество Х. Холляйна, В. Хольцбауэра, Г. Пайхля (под псевдонимом Иронимусс известен как карикатурист), Б. Подрекки в русле постмодернизма, постройки Г. Доменига в формах деконструктивизма. В 2020-х гг. продолжают проектировать в Австрии и других странах мира архитекторы-деконструктивисты из мастерской Coop Himmelb(l)au, работают архитектурные бюро baumschlager eberle, Delugan Meissl, Dietrich | Untertrifaller, Zechner & Zechner, исследуют возможности деревянного строительства архитекторы В. Нуссмюллер, Х. Кауфман; Д. Файхтингер проектирует и реализует высокотехнологические сооружения, в первую очередь мосты.
Значительным произведением монументального искусства стал Мемориал против войны и фашизма в Вене (1988, архитектор А. Хрдличка). Одновременно создавались работы, отражавшие интерес скульпторов к новым материалам и технологиям (Й. Пильхофер, В. Гётцингер, К. Прантль, Х. Купельвизер, Й. Шагерль, М. Вакольбингер, Б. Джиронколи, В. Вюртингер, М. Мадерна, Г. Мосвитцер и др.). В искусстве Австрии 20–21 вв. распространены инсталляции (Ю. Фегерль, Э. Вурм), широко используется реди-мейд (Х. Гернгросс, Г. Рокеншауб), развивается видео-арт (Й. Даберниг, Вали Экспорт), коллаж (К. Хауснер), арт-интервенция (Рюдигер Джон). Взаимоотношения национальных черт австрийского искусства и глобальной визуальной культуры выявляют творчество Г. Хельнвайна (живопись, графика, скульптура, фотография) и работы Х. Зобернига (живопись, скульптура, инсталляции), в которых отображён диапазон искусства Австрии 2-й половины 20 – начала 21 вв.: от принципов фотореализма, немецкого экспрессионизма, минимализма, концептуализма до поп-арта. Визуальная культура воспринимается художниками как междисциплинарная область, в которую вовлечены семиотика, психоанализ, теория восприятия и т. д. (Т. Фойерштайн).
Искусство фотографии развивалось в Австрии параллельно с общеевропейскими тенденциями; среди основных представителей 19–21 вв.: Ф. Антуан, М. Нер, Ф. Шмутцер, Ф. Хальсман, Э. Хаас, В. Пухнер, Г. Хельнвайн, К. Нойбауэр. Фотографы нередко представляют Австрию на международных биеннале, в интернет-проектах, на художественных ярмарках (Й. Хофленер; М. Марино, портретирующий героя в аутентичной среде).
Столица Австрии в 1-й трети 20 в. стала одним из крупнейших европейских центров в сфере дизайна интерьера, мебели, предметов интерьера и одежды (мастера Венского сецессиона; «Венские мастерские»; компания Gebrüder Thonet, основатель М. Тоне, с 1938 – Thonet Mundus, и др.); в эпоху постмодернизма крупнейший представитель дизайна – Х. Холляйн. В области промышленного дизайна работают Р. Хрушка, Х. П. Аглассингер, Т. Файхтнер, Ф. Зайдль; графический дизайн в Австрии представлен произведениями Ю. Клингера, Й. М. Аухенталлера, Г. Байера, Г. Геппа, К. О. Чешки, С. Загмайстера, А. Видерина; среди дизайнеров одежды – Жиль Сандер, Г. Хёхсман, З. Берг.