Демус Отто
Де́мус О́тто (Otto Demus) (4.11.1902, Харланд близ Санкт-Пёльтена – 17.11.1990, Вена), австрийский историк искусства. Представитель венской школы искусствознания.
В 1920–1927 гг. под руководством Й. Стшиговского изучал историю искусства в Венском университете, где затем стал научным ассистентом в Институте истории искусства (1928–1930). Первым результатом его исследований стала публикация в 1931 г. работы «Византийские мозаики в Греции: Осиос-Лукас и Дафни» в соавторстве с Э. Дицем: благодаря ей Демус зарекомендовал себя как «учёный, изучающий "изобразительный текст" с филологической точностью» (Belting. 1991. P. 8). Основой его научного метода стал стилистический анализ, явившийся дополнительным источником для датировок и позволивший восполнить лакуны в хронологии развития средневековой живописи.
В должности хранителя памятников Каринтии в 1930–1936 гг. Демус совместно с реставраторами инициировал работы по консервации и реставрации средневековых памятников, в том числе фресок паломнической церкви Вознесения Богоматери в Мария-Зааль. C 1936 г. – хранитель австрийского Центрального ведомства по охране памятников в Вене, с 1937 г. – доцент византийского искусства и иконографии кафедры истории искусства Венского университета.
В 1935 г. Демус выпустил первый труд, посвящённый собору Святого Марка в Венеции: «Мозаики Сан-Марко в Венеции. 1100–1300»; этот памятник занял центральное место в его научных интересах. Публикации Демуса в периодике 1930-х гг. посвящены готическим южноальпийским фрескам.
После аншлюса О. Демус, находясь в оппозиции к национал-социализму, эмигрировал в Великобританию (1939), где занял должность библиотекаря в лондонском Институте Варбурга (хранившего среди прочего вывезенные из Германии и Австрии книжные собрания). Одновременно читал лекции в Институте Курто и сотрудничал с радио ВВС в качестве диктора и переводчика. Весной 1940 г. интернирован в Канаду, затем вернулся в Лондон.
Вернулся в Австрию в 1946 г., где в качестве главы Федерального ведомства охраны памятников (1947–1964) активно участвовал в реставрации пострадавших во время Второй мировой войны городов и церквей. В 1947 г. опубликовано исследование Демуса «Мозаики византийских храмов: принципы монументального искусства Византии», основанное на методе иконологии, впервые применённом к византийскому искусству и позволившем представить его частью европейской художественной культуры. На примере важнейших ансамблей мозаик 11–12 вв. Демус сформулировал принципы византийской храмовой декорации и проследил её эволюцию.
В 1963–1973 гг. заведовал кафедрой истории искусства Венского университета, где преподавал средневековое и византийское искусство параллельно с О. Пехтом. В 1949–1975 гг. в качестве приглашённого профессора читал лекции в Гарвардском университете, а также работал над проектами в Центре византийских исследований Дамбартон-Окс в Вашингтоне. В 1960 г. опубликована его очередная работа о соборе Святого Марка в Венеции, в этот раз посвящённая истории, архитектуре и скульптуре храма. Среди прочих публикаций этого времени важное значение имела «Романская монументальная живопись» (1968), охватывающая европейское средневековое искусство на территории от Англии до Испании.
Монография «Византийское искусство и Запад» (1970) стала квинтэссенцией научных интересов Демуса, стремившегося выявить художественные взаимосвязи двух частей средневекового мира. По мнению учёного, эти связи были движением в одном направлении и касались прежде всего влияния на западное искусство стилистических тенденций, исходивших из художественных центров Византии. Исключением в этом культурном ареале явилась Венеция, чьи длительные контакты с Византией позволили создать там самостоятельную художественную школу. Схожей тематике посвящён симпозиум «Византийское влияние на западное искусство 12–13 вв.» в Дамбартон-Окс (1965), в котором участвовали, помимо самого Демуса, Х. Бухталь, Э. Китцингер, К. Вайцман, Ж. Порше и Дж. Х. Стаблбин.
В 1973 г. благодаря финансированию Центром византийских исследований Дамбартон-Окс и организационной работе И. Андрееску началась расчистка мозаик собора Святого Марка, позволившая внести многочисленные уточнения как в анализ их стиля, так и в представления об их техническом исполнении. В частности, в восточном куполе удалось проследить две стадии создания мозаик: около 1100 г. и конца 12 в. (вторая была начата сразу после обрушения части купола). Итогом многолетних трудов Демуса стало четырёхтомное издание «Мозаики Сан-Марко в Венеции» (1984).
Австрийский почётный знак «За науку и искусство» (1975).
Был женат с 1925 г. на скрипачке Эрике Демус (урождённой Будик) (1896–1975). Сыновья: историк искусства и поэт Клаус Демус (род. 1927), пианист и композитор Йорг Демус.