Ольбрих Йозеф Мария
О́льбрих Йо́зеф Мари́я (Joseph Maria Olbrich) (22.12.1867, Троппау, Австрийская империя, ныне Опава, Чехия – 8.8.1908, Дюссельдорф, Германия), австрийский архитектор и дизайнер.
Изучал строительное дело в Троппау (1880–1882) у Х. Кмента, затем в Государственной школе прикладных искусств в Вене (1882–1886) у Ю. Дайнингера и К. Зитте. Работал прорабом и чертёжником, позднее ведущим архитектором в строительной фирме А. Бартеля в Троппау (1886–1890). В 1890–1893 гг. учился у К. Хазенауэра в венской Академии художеств. В 1893 г. награждён Римской премией венской Академии художеств, что позволило ему в 1893–1894 гг. совершить путешествие по Италии и Северной Африке.
Й. М. Ольбрих поступил на работу в мастерскую О. Вагнера, где участвовал в проектировании станций и других сооружений венской городской железной дороги (1894–1898): он, предположительно, автор проекта орнамента с подсолнухами на фасаде станции Карлсплац и оформления интерьера железнодорожного Дворцового павильона в районе Хитцинг (перестроен). В 1895–1896 гг. побывал во Франции, Англии и Германии, где изучал современную архитектуру.
В 1897 г. стал одним из основателей венского Сецессиона, в 1898 г. открыл собственную архитектурную мастерскую. Известность Ольбриху принесла постройка выставочного здания Сецессиона (1897–1898), ставшего для Вены начала 20 в. манифестом архитектуры модерна. Ольбрих также разработал дизайн 1-й, 2-й (обе – 1898) и 4-й (1899) выставок венского Сецессиона, австрийской и немецкой экспозиций на Всемирной выставке в Париже (1900) и др. Среди других работ этого времени – виллы М. Фридмана (1898) и Г. Бара (1899–1900; обе – в Вене).
В 1899 г. Ольбрих по приглашению великого герцога Эрнста Людвига Гессенского стал архитектором колонии художников в Дармштадте и переехал туда; в выполненной Ольбрихом для неё серии проектов (1899–1908) нашла воплощение идея гезамткунстверка («совокупного художественного произведения», т. е. синтеза искусств). Ольбрих – автор генерального плана колонии, её парка, а также проектов почти всех временных и постоянных построек в ней: «До́ма Эрнста Людвига» (кóрпуса художественных мастерских) и особняков художников (1899–1900), Свадебной башни (1908), выставочного здания (1905–1908) и др.
Выиграв в 1906 г. конкурс на проект универмага Tietz в Дюссельдорфе (завершён в 1909 после смерти Ольбриха; ныне Galeria Düsseldorf Königsallee), в 1907 г. Ольбрих перенёс туда свою мастерскую. Проекты универмага Tietz и виллы Файнхальса в пригороде Кёльна Мариенбурге (1908, не сохранилась) свидетельствуют о стилевой эволюции в творчестве Ольбриха: архитектор от венского модерна перешёл к редуцированным классическим формам.
В 1907 г. Ольбрих стал членом-основателем Немецкого Веркбунда.