Административная юстиция
Администрати́вная юсти́ция, деятельность органов судебной власти по рассмотрению и разрешению административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; административных дел, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий; дел об административных правонарушениях, а также иных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Понятие административной юстиции и её осуществление
В юридической науке отсутствует единство взглядов относительно определения понятия «административная юстиция». Под административной юстицией понимается форма судебного контроля за управлением; правосудие по административным делам; система специализированных судов по контролю за соблюдением законности в системе государственного управления; особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров; система внешнего контроля за действиями административных органов.
В мировой практике существуют различные подходы к осуществлению административной юстиции. В странах континентальной правовой системы существуют отдельные административные суды как самостоятельные органы судебной власти, входящие в единую судебную систему. Для стран англосаксонской правовой системы характерно рассмотрение дел административного характера судами общей юрисдикции. В Российской Федерации специализированная система административных судов отсутствует.
В России административная юстиция базируется на положениях Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также нормах иных федеральных законов.
Важным шагом к систематизации норм, регламентирующих административно-юстиционные отношения, явилось принятие в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ), который регламентирует порядок осуществления правосудия по административным делам. Принятие КАС РФ позволило в полной мере обеспечить реализацию нормы ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Ранее порядок судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, был регламентирован гл. 23 подраздела III Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ). Данные дела рассматривались по общим правилам искового производства. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 г. также содержали термин «судья по административному производству», однако практической реализации данные нормы не имели.
КАС РФ регламентирует порядок рассмотрения следующих дел:
об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
дел, рассматриваемых Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации;
о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;
о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в России запрещено;
о признании информационных материалов экстремистскими;
о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы;
о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни;
о взыскании обязательных платежей и санкций.
В годы, последовавшие после принятия КАС РФ, правовая регламентация административной юстиции претерпела изменения. Так, КАС РФ был дополнен положениями, регламентирующими отношения представительства; обеспечена возможность подачи в суд ряда документов в электронном виде; закреплена возможность рассмотрения административных дел мировыми судьями; перечень административных дел, рассматриваемых в рамках административного судопроизводства, был дополнен делами о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного лица в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, которое необходимо для спасения жизни; делами об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами; закреплена возможность вынесения судом судебного приказа.
Вместе с тем КАС РФ не охватывает всего объёма административно-юстиционных отношений. За его рамками находятся административные производства, регламентированные иными законодательными актами.
Так, судебный порядок разрешения дел об административных правонарушениях закреплён в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Нормы гл. 25 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) регламентируют порядок разрешения арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Глава 24 АПК РФ определяет порядок рассмотрения дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов – исполнителей.
Помимо судебных производств по делам административного характера, детально урегулированных отдельными или кодифицированными актами либо специальными главами в данных актах, законодательство РФ предусматривает судебный порядок рассмотрения дел об аннулировании лицензий, дел о принудительном отзыве продукции, дел о ликвидации юридических лиц. Рассмотрение данных дел осуществляется по общим правилам искового производства в рамках АПК РФ и ГПК РФ. Специальные административно-процессуальные нормы, посвящённые регламентации порядка осуществления данных производств, в настоящее время отсутствуют. Однако деятельность органов судебной власти по рассмотрению данных дел следует относить к административно-юстиционной, поскольку она связана с обеспечением реализации норм административного законодательства; с обращением контрольно-надзорных органов в суд с иском в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований.
Характерные черты и функции административной юстиции
Характерными чертами административной юстиции являются наличие административно-правового спора, который возник в связи с реализацией публичного управления, или наличие признаков нарушения административно-правовой нормы; разрешение дела органами судебной власти, независимыми от иных ветвей власти; участие в деле специальных субъектов – органов публичной власти, их должностных лиц, а также невластных субъектов – граждан и организаций; разрешение дел в строго определённом законодательством порядке.
Административная юстиция выполняет функцию обеспечения законности в деятельности органов власти и их должностных лиц, способствует предупреждению нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. Права, свободы и законные интересы граждан, организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений получают защиту от нарушений в результате правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дел судом.
Особенностью административной юстиции также является активная роль суда, который обязан оказывать лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребовать их, в том числе по собственной инициативе, что обусловлено необходимостью защиты интересов участников судебного производства в условиях правового неравенства, возможным наличием у них затруднений в получении необходимых доказательств.
Отдельные административно-юстиционные производства характеризуются особенностями распределения бремени доказывания. Так, в рамках судопроизводства, осуществляемого по правилам КАС РФ, по отдельным категориям дел бремя доказывания возложено на административного ответчика. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия). Данные особенности доказывания обусловлены правовой природой взаимоотношений власти и подчинения, когда одной стороной спора в рамках административного судопроизводства выступает субъект публичной власти, который реализует административные полномочия по применению нормативных правовых актов в отношении другой стороны спора.
Целевая направленность административной юстиции заключается в рассмотрении дел административного характера. Круг таких дел весьма разнообразен, что обусловлено значительным объёмом административных и иных публичных правоотношений. В связи с этим представляется необходимым включать в содержание административной юстиции не только производство по делам, регламентированным КАС РФ, но и производство по делам об административных правонарушениях, а также иным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.