Психология гендерных отношений
Психоло́гия ге́ндерных отноше́ний, раздел гендерной психологии, изучающий различные формы взаимосвязи людей как представителей определённого пола, обусловленные различиями/сходством в их ролевом поведении и статусных позициях. Гендерные отношения встроены в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений (Клецина. Психология гендерных отношений : теория и практика. 2004; Клецина . Психология гендерных отношений : автореферат диссертации. 2004); они также включены и в самоотношение личности. При анализе гендерных отношений особое внимание уделено рассмотрению социально-психологических, социально-культурных составляющих этих отношений.
Основными параметрами анализа гендерных отношений являются дифференцированность ролей и иерархичность статусных позиций субъектов гендерных отношений.
Научными предпосылками психологии гендерных отношений являются такие области научного знания, как гендерные исследования, социология пола, психология пола.
Гендерные исследования (Gender Studies) – междисциплинарная исследовательская и образовательная область знания. Предмет гендерных исследований – анализ общего и различного в восприятии действительности и социальном поведении мужчин и женщин. Общее и различное у лиц мужского и женского пола рассматривается в контексте их воспитания, образования, а также в связи с распространёнными в каждой конкретной культуре нормативными представлениями о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам (Введение в гендерные исследования. 2001).
Социология пола изучает то, каким образом культура и социальная структура опосредуют различия между мужчинами и женщинами. В социологии пола изучаются вопросы дифференциации мужских и женских ролей в обществе и семье, соотношение профессиональных и семейных ролей мужчин и женщин, социальные стереотипы «мужественности» и «женственности» и их влияние на различные аспекты социального поведения мужчин и женщин.
В психологии пола изучаются психологические характеристики людей, обусловленные их половой принадлежностью. Важным вкладом в развитие психологии гендерных отношений явились результаты исследований полоролевых стереотипов и установок.
Теоретические основания исследования гендерных отношений определяются идеями гендерного подхода (Бем. 2004.), акцентирующего внимание на ситуациях неравенства мужчин и женщин в ролевом поведении и их статусных позициях. Анализ соотношения социальных ролей и статусов мужчин и женщин позволяет выделить специфику гендерных отношений, которая проявляется в социально-психологических феноменах и проблемах гендерного содержания, возникающих в процессе взаимодействия субъектов гендерных отношений. Предмет психологии гендерных отношений – закономерности проявления дифференциации ролей и иерархизации статусных позиций в сфере межполового взаимодействия (Клецина . Психология гендерных отношений : автореферат диссертации. 2004; Клецина. 2013).
Структура психологии гендерных отношений как области знания представлена 4 видами отношений: социально организованные отношения на уровне общества между представителями государства и группами людей, образованных по признаку пола, т. е. гендерными группами (макроуровень); отношения между гендерными группами (мезоуровень); отношения между субъектами разного пола (микроуровень); отношение личности к самой себе как представителю определённого пола (внутриличностный уровень анализа). На каждом из уровней гендерных отношений рассматриваются 2 слоя отношений: объективный и субъективный. Объективная сторона гендерных отношений представлена поведенческими практиками субъектов, реализуемыми в моделях, стилях, феноменах гендерных отношений, а субъективная сторона – гендерными характеристиками субъектов (гендерными нормами, представлениями, стереотипами, установками), которые выступают в роли детерминант, определяющих основные модели гендерных отношений – доминантно-зависимую или партнёрскую.
На макросоциальном уровне, где гендерные отношения представлены в системе «группа мужчин или женщин – общество (государство)», основным феноменом, аккумулирующим специфику гендерных отношений, является «гендерный контракт» – доминирующий в обществе тип гендерных практик и репрезентаций (Роткирх. 2007; Айвазова. 2011; Осипова. 2011). С явлением гендерного контракта тесно связаны вопросы гендерной идеологии и гендерной политики государства и их влияния на нормы мужского и женского поведения, которые определяют особенности социализации отдельных мужчин и женщин. Распространенными являются следующие традиционалистские нормативные представления: «Лидерами и экспертами в обществе должны быть мужчины, а не женщины», «Власть в обществе должна быть мужским, а не женским делом», «Для каждого мужчины главное в жизни – это карьера», «В заботе о семье и близких людях, а не в карьере смысл жизни женщины» и др. В содержательных характеристиках норм мужского и женского поведения эгалитарного типа акцент сделан на равенстве мужчин и женщин в ролевом поведении и статусных позициях в общественной и частной жизни.
Уровень межгрупповых отношений предполагает анализ отношений мужчин и женщин как представителей гендерных групп в разных профессиональных организациях, образовательных структурах, политических объединениях, средствах массовой информации. Функционально-ролевой характер этих отношений находит отражение в изучении таких феноменов, как «профессиональная (горизонтальная и вертикальная) гендерная сегрегация», «стеклянный потолок», «гендерные барьеры на пути профессиональной самореализации», «гендерная стереотипизация в СМИ», феномен «материнского штрафа» (Задорожникова. 2005; Хоткина. 2002; Гоголева. 2019; Малышева. 2008; Микляева. 2016). Гендерные феномены в сфере профессиональных отношений порождаются определенными социально-психологическими характеристиками субъектов этих отношений: традиционалистскими гендерными нормами, представлениями, стереотипами, установками и предубеждениями, например: «Женщина не может быть хорошим руководителем», «Женщина, стремящаяся к высокой должности, – выскочка, её поведение – вызов мужскому самолюбию», «Женщина не должна открыто проявлять силу и власть» и др.
На уровне межличностных отношений анализируется взаимодействие между близкими людьми разного пола, это дружеские, любовные, семейно-брачные отношения. Гендерная составляющая межличностных отношений проявляется в следующих феноменах: «полоролевая дифференциация в семье», «насилие в семье по гендерному признаку», «ролевой конфликт работающей женщины», «жертвенное материнство» и др. (Задворнова. 2014; Калачикова. 2019; Клецина. 2015; 2019; 2020; Алешина. 1989).
Утверждению доминантно-зависимой модели семейных отношений будут способствовать следующие гендерные нормы традиционалистского типа: «Мужчина может чувствовать себя мужчиной, только если он глава семьи во всём», «Мужчина по натуре добытчик, поэтому он должен зарабатывать больше жены», «Ради благополучия семьи женщина должна быть готова многим жертвовать», «Умная женщина никогда не покажет мужчине, что она умнее и способнее его».
Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений отличается от других уровней гендерных отношений тем, что в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-концепцией личности, «участниками» отношений выступают две её составляющих: индивидуальная и социальная. Собственно гендерный контекст самоотношения раскрывается при соотнесении подструктур «Я как индивидуальность» и «Я как представитель гендерной группы», т. е. через соотнесение внешней, социальной оценки, получаемой личностью в процессе взаимодействия с другими людьми, и собственной оценки себя как носителя гендерных характеристик и субъекта полоспецифичных ролей. Широко представленные в общественном сознании нормативные эталоны «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», «мужчина должен быть…» и «женщина должна быть…» побуждают мужчин и женщин оценивать себя с точки зрения соответствия этим эталонам. Результат сравнения себя как индивидуальности и себя как носителя типичных качеств, характерных для представителей гендерной группы, может либо удовлетворять, либо не удовлетворять субъекта, что отражается на отношении личности самой к себе (самоотношении). Внутриличностные гендерные конфликты и кризисы маскулинности или фемининности, гендерно-ролевой стресс – это основные гендерные феномены внутриличностного уровня анализа гендерных отношений (Ильиных. 2011; Кон. 2008; 2009; Ожигова. 2006; Кулагина. 2009; Шакирова. 2011).
Гендерные отношения – сложное социально-психологическое явление, подверженное влиянию изменяющихся социальных, культурных условий и психологических факторов. Поэтому гендерные отношения должны изучаться как трансформирующееся явление в изменяющейся социальной реальности. Стратегические цели трансформации гендерных отношений состоят в изменении культуры взаимодействия полов, замене отношений иерархии на отношения партнёрства, привнесении в общественное сознание эгалитарных гендерных норм, представлений и установок.
Перспективными являются следующие тенденции исследований гендерных отношений: при изучении гендерных феноменов концентрировать своё внимание не столько на описании феномена, сколько на анализе причин его возникновения и последствий его влияния на характеристики субъектов и качественные параметры гендерных отношений; в исследованиях уделять больше внимания феноменам гендерного содержания, положительным с точки зрения стилей, моделей отношений, основанных на гендерной компетентности субъектов отношений; реальные практики гендерных отношений изучать во взаимосвязи с гендерными характеристиками субъектов отношений, учитывая этнический, возрастной, региональный аспекты.