Психология прокурорской деятельности
Психоло́гия прокуро́рской де́ятельности, направление исследований, разрабатываемое в рамках психологического изучения различных видов профессиональной деятельности юриста. Последнее, в свою очередь, является одной из отраслей юридической психологии. Наиболее тесно связано с психологией труда и социальной психологией.
Психологические исследования профессиональной деятельности прокурора проводились с 1990-х гг. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации (Романов. 1994). Эти разработки основывались на опыте психологического изучения деятельности следователя (Ратинов. 1967; Котов. 1977 и др.). Они имели прикладную цель: подготовку системы психологического отбора кандидатов на службу в органы прокуратуры Российской Федерации, а также психологической оценки кандидатов на руководящие должности. Была построена профессиограмма труда прокурора, включавшая психограмму профессионально успешного (неуспешного) прокурора. В дальнейшем наибольшее внимание уделялось психологическому анализу отдельных, наиболее значимых направлений деятельности прокурора.
Основные психологически значимые особенности профессиональной деятельности прокурора
1. Жёсткая правовая регламентация профессиональной деятельности. Труд прокурора любого должностного положения строго регламентирован положениями законодательства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Генерального прокурора Российской Федерации, должностными инструкциями и другими подзаконными правовыми актами, конкретизирующими и уточняющими требования законодательства. В совокупности данные нормативные документы детально регулируют содержание, порядок, сроки и иные аспекты выполнения прокурором своих должностных обязанностей, форму и структуру составляемых им документов. Соответственно, регламентации подлежат не только основные направления, но и операциональный состав деятельности прокурора, структура отдельных его действий.
2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий. Для эффективного выполнения должностных обязанностей закон наделяет прокуроров широким кругом властных полномочий, предоставляет возможность их принудительного применения. Использование этих полномочий нередко затрагивает интересы граждан, юридических лиц, приводит к возникновению различного рода конфликтных ситуаций. Неадекватно жёсткое использование служебных полномочий, нарушение профессиональных этических норм должностным лицом прокуратуры может привести к тяжёлым последствиям: причинить моральный вред, нравственные страдания человеку, его близким; способствовать формированию негативного общественного мнения о деятельности органов прокуратуры.
3. Разнообразие решаемых задач. Проводя надзорные мероприятия, осуществляя поддержание государственного обвинения в суде по уголовным делам, принимая граждан, обращающихся в органы прокуратуры, прокурор сталкивается с самыми разнообразными жизненными ситуациями, судьбами людей и их действиями. Он подвергает правовому анализу события, связанные практически с любыми сторонами общественной и личной жизни человека, а также деятельности различных организаций. Изучение таких ситуаций требует от него обширных знаний из разных областей общественной практики: науки, техники, искусства, общественных отношений.
4. Независимость деятельности и высокая персональная ответственность прокурора за свои действия и принимаемые решения. Независимость деятельности прокурора от внешних воздействий, влияний, исходящих из любых органов государственной власти и от различных должностных лиц, является ещё одной характерной чертой его труда. Она закреплена в ст. 5 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации». Высокий уровень независимости прокурора, его подчинённость и подотчётность только лишь своему непосредственному руководителю – прокурору более высокого звена – задают высокие требования к степени его личной ответственности за свои действия, принимаемые решения, его объективности и беспристрастности.
5. Напряжённый характер труда. Деятельность прокурора в ряде случаев носит весьма напряжённый характер, обусловленный выполнением большого объёма сложной многообразной работы в условиях дефицита времени и информации, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы, стремящихся тем или иным образом воздействовать на прокурора, воспрепятствовать совершению определённых действий, принятию правовых решений. Нервно-психические, эмоциональные перегрузки нередко усугубляются физическими, неравномерной, зачастую внезапной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной активности.
Ни одна из приведённых характеристик деятельности, взятая по отдельности, не является специфичной, характерной только лишь для одной прокурорской профессии. Специфичной здесь является вся их совокупность, задающая особенности профессиональной деятельности прокурора.
Ведущие психологические подструктуры прокурорской деятельности
Познавательная подструктура. Процесс познания является существенной частью профессиональной деятельности прокурора по любому её направлению. Основу познавательной деятельности составляет работа с информацией: установление её источников, сбор, систематизация, анализ, обобщение, а на этой основе – формулировка выводов в соответствии с поставленными задачами.
Особенности познавательных процессов в труде прокурора связаны со следующими характеристиками информационных процессов:
неполнота, отрывочность, противоречивость информации, которую необходимо получить и проанализировать, зачастую в сжатые сроки;
невысокая надёжность ряда источников информации, требующая её перепроверки различными способами;
нередкое активное противодействие должностных лиц и граждан, нарушивших закон, действиям прокурора по сбору необходимой для принятия решения информации (ложь в показаниях, уничтожение или подделка важных документов и т. д.).
Помимо специфики информационных процессов, особенности познания в труде прокурора определяются и другими характерными чертами его профессиональной деятельности. К их числу относятся:
строгая нормативная регламентация действий, необходимых для успешного осуществления процесса познания [как самой процедуры познания, так и закрепления (документирования) её хода и результатов];
доказательственно-удостоверительный характер процесса познания с опорой на доказательственные факты, обязательной фиксацией результатов познания, форма которой строго закреплена в нормативных документах;
ретроспективный характер процесса познания: события, выступающие в качестве объекта анализа (нарушения закона), происходили, как правило, в прошлом, поэтому прокурору необходимо их воссоздать по оставшимся следам;
принудительный характер некоторых методов воздействия, применяемых в процессе познания при сборе информации с использованием властных полномочий прокурора.
Коммуникативная подструктура. Профессиональное общение занимает центральное место в труде прокурора. Его работа характеризуется необходимостью взаимодействия с больши́м числом людей, с которыми по долгу службы он вступает в контакт в различных ситуациях профессиональной деятельности. Во многих случаях общение не только выступает формой реализации этой деятельности, но и составляет основное содержание его труда.
Профессиональная коммуникация прокурора может быть различной и по целям (например, сбор информации, необходимой для принятия правовых решений; оказание побуждающего воздействия на лиц, собирающихся нарушить закон; убеждение суда в правильности позиции государственного обвинения и др.), и по форме (устная и письменная, очная и заочная), и по содержанию, и по длительности и периодичности обращения к одному и тому же партнёру (длительное и краткое, одноразовое и систематическое). Эти различия, в свою очередь, обусловлены тем, в какой ситуации (например, в конфликтной или бесконфликтной) и для решения каких профессиональных задач прокурор вступает в контакт с другими людьми, а также от позиции собеседника (аудитории).
Выделяются три основных типа ситуаций, в которых реализуется различное по форме и содержанию профессиональное общение прокурора. Диалогическое общение наиболее часто осуществляется при проведении опроса должностных лиц в рамках прокурорской проверки или при личном приёме граждан. Публичное общение реализуется при поддержании прокурором государственного обвинения в открытом судебном заседании по уголовному делу. Наконец, групповое общение характеризует профессиональную коммуникацию прокурора при проведении им координационного совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Организационно-управленческая подструктура деятельности включает два основных аспекта. Во-первых, здесь речь идёт о самоорганизации труда специалиста: планировании им собственной работы на различные периоды времени, определении её отдельных направлений и этапов, самостоятельной постановке задач, распределении усилий по их решению; концентрации сил на наиболее важных участках и др. Второй аспект связан с выполнением прокурором-руководителем управленческих функций как существенной части его труда, руководством деятельностью коллектива подчинённых.
Основные направления деятельности прокурора, представляющие интерес для психологического исследования
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» указаны функции органов прокуратуры, определяющие направления деятельности прокуроров различного звена и должностного положения. Наиболее значимыми среди них, имеющими выраженную психологическую специфику являются надзорная деятельность (осуществление надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина), поддержание прокурором государственного обвинения в суде и координационная деятельность (координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью). При этом в рамках юридической психологии более других изучено поддержание прокурором государственного обвинения в суде с участием коллегии присяжных заседателей.