Экспериментальная педагогика
Эксперимента́льная педаго́гика, направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребёнка и обоснование педагогической теории экспериментальным путём. Термин «экспериментальная педагогика» предложен Э. Мёйманом. Изучение ребёнка в целях построения педагогической теории предпринималось учёными разных специальностей и велось в нескольких направлениях: изучение закономерностей психического и физического развития детей, исследование умственной работы школьника и условий её успешного осуществления, изучение познавательных процессов и формирование эмоциональной и волевой сферы ребёнка и др. Объединяющим принципом было стремление создать целостное представление о ребёнке на различных ступенях возрастного развития и сформулировать научные основы педагогического воздействия. Первое экспериментальное исследование детей в условиях школьной жизни проведено в 1879 г. И. А. Сикорским, но большого резонанса в тот период оно не вызвало. В 1900-х гг. стали создаваться специальные психолого-педагогические лаборатории (активную роль в этом играли Мёйман, А. Бине в Европе, Г. С. Холл в США). Исследования, близкие по содержанию, носили различные названия, отражавшие сферу интересов автора, – детская психология, юношествоведение, гигиена воспитания и прочее. С начала 20 в. получил распространение термин «экспериментальная педагогика», в т. ч. и в России. Первая отечественная лаборатория экспериментальной педагогики основана А. П. Нечаевым в Санкт-Петербурге в 1901 г. В 1910 г. организовано Общество экспериментальной педагогики. В 1920-х – начале 1930-х гг. стал широко применяться термин педология. После прекращения педологических исследований (1936) в научном обиходе сохранились термины «детская психология», педагогическая психология.