Музыка

Музыка

Российские композиторы

Российские композиторы
Исаак Осипович Дунаевский. 1938.

Дунаевский Исаак ОсиповичДунаевский Исаак Осипович

Дунае́вский Исаа́к О́сипович (1900–1955), российский композитор, дирижёр, народный артист РСФСР (1950). Один из основоположников советской оперетты, музыкальной кинокомедии, массовой песни. В 1920-х – 1-й половине 1930-х гг. написал музыку к 62 драматическим спектаклям, 23 эстрадным обозрениям и др. С середины 1930-х гг. основная область творчества – песни и киномузыка. Автор музыки к популярным фильмам «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Весна» (1947; все – режиссёр Г. В. Александров), «Кубанские казаки» (1949, режиссёр И. А. Пырьев), одним из первых советских композиторов наделил музыку качествами ведущего элемента кинодраматургии. Песни Дунаевского выразили мироощущение поколения 1930-х гг., стали символами советского образа жизни. Автор 12 оперетт, в том числе «Женихи» (1927), «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947).
Дмитрий Дмитриевич Шостакович. 1950-е гг.

Шостакович Дмитрий ДмитриевичШостакович Дмитрий Дмитриевич

Шостако́вич Дми́трий Дми́триевич (1906–1975), российский композитор, пианист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966). Один из крупнейших советских композиторов. Выступал как пианист. Автор опер («Нос», «Леди Макбет Мценского уезда», незавершённая опера «Игроки»), балетов («Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»), кантатно-ораториальных произведений (в том числе оратория «Песнь о лесах», поэма для солистов, хора и оркестра «Казнь Степана Разина»), 15 симфоний (наиболее известна Симфония № 7, посвящённая Ленинграду), 15 струнных квартетов, других симфонических и инструментальных сочинений (в том числе Фортепианный квинтет), музыки к театральным постановкам и фильмам (более 30) и других произведений. Преподавал в Ленинградской (с 1937) и Московской (1943–1948) консерваториях (профессор с 1939), среди учеников – К. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Награждён орденами Ленина (1946, 1956, 1966).

Авторские музыкальные сочинения

Авторские музыкальные сочинения
Клод Жозеф Руже де Лиль. Военная песня Рейнской армии, посвящённая маршалу Лукнеру. Фрагмент. 1792.
Авторские музыкальные сочинения
Авторские музыкальные сочинения

«Марсельеза»

«Марсельеза»
«Марселье́за», французская патриотическая песня, в 1795–1804, 1879–1940 гг. и с 1946 г. – национальный гимн Франции. Слова и мелодия сочинены капитаном Рейнской армии К. Ж. Руже де Лилем в 1792 г. в Страсбурге. Первоначальное название – «Военная песня Рейнской армии». Песня распространилась в республиканской армии, вместе с марсельским добровольческим батальоном попала в Париж и стала известна под названиями «Марш марсельцев», «Гимн марсельцев» и др.
Осип Антонович Козловский. Реквием. Титульный лист.
Авторские музыкальные сочинения
Авторские музыкальные сочинения

Реквием О. А. Козловского

Реквием О. А. Козловского
Реквием О. А. Козловского. На смерть последнего польского короля Станислава Августа Понятовского русский композитор польского происхождения О. А. Козловский написал Реквием. Впервые он был исполнен 22 февраля (5 марта) 1798 г. на церемонии перенесения тела короля в католический собор Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. 25 февраля (8 марта) Реквием был исполнен ещё раз на церемонии погребения; именно эта дата значится на титульных листах первых изданий партитуры и клавира. В исполнении участвовали музыканты Придворной певческой капеллы, а также роговой оркестр. Известны имена певцов-солистов: это басы Стефано Мандини и Санти Ненчини, тенор Паоло Мандини, кастраты Анджело Тестори (альт) и Кристоф Арнабольди (Комаскино; сопрано). Дирижировал автор.

Исполнительские коллективы

Исполнительские коллективы
Бергенский филармонический оркестр. 2011.

ОркестрОркестр

Орке́стр, большой коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах, предназначенный для совместного исполнения музыки. Оркестр имеет отчётливую структуру, в которой отдельные группы инструментов выполняют определённые функции. По составу различают оркестры смешанные, т. е. включающие инструменты разных групп (симфонический, эстрадный и др.), и однородные (струнный, духовой). Струнный оркестр при этом обычно состоит только из смычковых инструментов либо из щипковых; духовой оркестр может быть чисто медного состава или с добавлением деревянных инструментов (иногда ударных). Другой принцип классификации исходит из функционирования оркестра: оперный, концертный, бальный, садовый, военный оркестр и др. В странах европейской культуры высшей формой совместного инструментального исполнительства стал симфонический оркестр, состоящий из четырёх основных групп инструментов: смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные. Специфическая разновидность – оркестры народных инструментов.

Российские пианисты

Российские пианисты
Гнесина Елена Фабиановна
Гнесина Елена Фабиановна
Гне́сина Еле́на Фабиа́новна (1872–1967), российская пианистка, педагог, общественный деятель, заслуженная артистка Республики (1925), заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Одна из основоположников современной 3-ступенной системы музыкального образования (школа – училище – вуз) в России. В 1895 г. вместе с сёстрами – пианистками Е. Ф. Савиной-Гнесиной и М. Ф. Гнесиной организовала музыкальное училище (в 1920 национализировано; с 1925 Школа и Техникум сестёр Гнесиных); в 1944 г. основан Государственный музыкально-педагогический институт (с 1992 Российская академия музыки) имени Гнесиных и при нём в 1946 г. – Московская средняя специальная музыкальная школа (с 2004 Школа-колледж) имени Гнесиных. Е. Ф. Гнесина до конца жизни возглавляла весь этот комплекс учебных заведений, вела класс фортепиано в училище и институте, развивая педагогические принципы своего учителя В. И. Сафонова.

Выпускники Московской консерватории

Выпускники Московской консерватории

Солисты Государственного академического Большого театра России

Солисты Государственного академического Большого театра России

Музыка эпохи барокко

Музыка эпохи барокко

Российские скрипачи

Российские скрипачи

Аутентичное исполнительство

Аутентичное исполнительство

Les Arts Florissants

Les Arts Florissants
Les Arts Florissants, французский ансамбль старинной музыки (1979), один из мировых лидеров аутентичного исполнительства. Организатор, художественный руководитель и главный дирижёр коллектива – У. Кристи.
Ансамбль Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи. 2015.

Гардинер Джон Элиот

Гардинер Джон Элиот
Га́рдинер Джон Э́лиот (род. 1943), английский дирижёр. Основал «Монтеверди-хор» (Monteverdi Choir, 1964) и «Монтеверди-оркестр» (Monteverdi Orchestra, 1968; с 1978 «Английские солисты барокко», English Baroque Soloist). Общепризнанный мастер аутентичного исполнительства. Среди выдающихся достижений Гардинера: исполнение «Вечерни блаженной Девы» К. Монтеверди (в соборе Святого Марка в Венеции, 1989), всех кантат И. С. Баха (в ходе продолжительного мирового турне, приуроченного к 250-летию со дня смерти композитора, 2000), опер Г. Пёрселла, Ж.-Ф. Рамо, В. А. Моцарта.
Джон Элиот Гардинер. 2018.

La Petite Bande

La Petite Bande
La Petite Bande, бельгийский ансамбль (оркестр) старинной музыки. Один из наиболее известных коллективов, работающих в стилистике аутентичного исполнительства. Основан в 1972 г., организатор и глава – С. Кёйкен. В основе концертных программ – инструментальная музыка композиторов барокко и венской классической школы. Состав инструментов не фиксирован и зависит от специфики исполняемого произведения. В дискографии (свыше 100 альбомов) преобладают сочинения И. С. Баха и В. А. Моцарта.
Оркестр La Petite Bande во время одного из концертов в Блайбахе (Германия)

Выпускники Санкт-Петербургской консерватории

Выпускники Санкт-Петербургской консерватории
Музыканты

Фёдоров Пётр Павлович

Фёдоров Пётр Павлович
Фёдоров Пётр Па́влович (1863–1942), российский виолончелист, педагог. Родился в Санкт-Петербурге. В 1887 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (класс К. Ю. Давыдова). Выступал в концертах, в том числе как солист в симфонических собраниях Императорского Русского музыкального общества (ИРМО). В 1890–1896 гг. артист оркестра Мариинского театра. Из-за болезни лёгких уехал на юг. С 1900 г. в Ростове-на-Дону, преподавал в Музыкальном училище Ростовского отделения ИРМО, выступал в концертах (в 1902 исполнил Сонату для виолончели и фортепиано С. В. Рахманинова, в 1903 – Вариации на тему рококо П. И. Чайковского), гастролировал в Екатеринодаре (1903; ныне Краснодар), Москве (1908), Ялте (1914). Около 1910 г. переехал в Симферополь, преподавал в Музыкальном училище Симферопольского отделения ИРМО (директор в 1910–1911, по другим данным, в 1913–1919), продолжал выступать как солист, был концертмейстером группы виолончелей симфонического филармонического оркестра. В 1930-х гг. жил в Ялте, был солистом филармонии. Умер во время эвакуации из оккупированного Крыма, похоронен в Ялте.

Направления, стили, жанры в музыке

Направления, стили, жанры в музыке

Российские музыковеды

Российские музыковеды

Слётов Виктор Сергеевич

Слётов Виктор Сергеевич
Слётов Ви́ктор Серге́евич (1905–1970), российский музыковед, педагог. В 1937 г. окончил Московскую консерваторию по классу И. В. Способина. С 1936 г. до конца 1960-х гг. преподавал гармонию в Музыкальном училище при Московской консерватории. По воспоминаниям Д. А. Блюма, в конце 1930-х гг. работал также в национальной студии консерватории (Дмитрий Блюм. Портрет с вариациями. М., 2012. С. 44). Знаток оперного искусства, автор книг о И. С. Козловском и Н. Н. Озерове (обе 1951; серия Мастера Большого театра. 1776–1951). Жена – театровед, историк МХТ И. Н. Виноградская.
Виктор Сергеевич Слётов

Денисов Эдисон Васильевич

Денисов Эдисон Васильевич
Дени́сов Эдисо́н Васи́льевич (1929–1996), российский композитор, педагог, музыковед, заслуженный деятель искусств РСФСР (1989). Один из представителей «московской тройки» композиторов. Среди сочинений: кантата «Солнце инков» (1964), «Плачи» (1966), вокальный цикл «Жизнь в красном цвете» (1973), опера «Пена дней» (поставлена в 1986), сонаты и концерты для разных инструментов.
Эдисон Васильевич Денисов

Соколовский Николай Николаевич

Соколовский Николай Николаевич
Соколо́вский Никола́й Никола́евич (1865–1921), российский скрипач, альтист, теоретик музыки, педагог. В 1888 г. окончил Московскую консерваторию по классу скрипки И. В. Гржимали, музыкально-теоретические дисциплины изучал у С. И. Танеева. С 1890 г. преподавал там же в классе скрипки и альта (профессор с 1904; в числе учеников по классу скрипки – Р. М. Глиэр), в 1906–1920 гг. преподавал также музыкально-теоретические предметы (обязательное сольфеджио и гармония); вёл класс камерного ансамбля. В 1888–1907 гг. альтист Квартета Московского отделения Императорского Русского музыкального общества. Автор инструктивных сочинений для скрипки (этюды, пьесы), учебных пособий по теории музыки, гармонии, в том числе «Руководства к практическому изучению гармонии. В 3 частях с приложением задач устных, письменных и за фортепьяно (ок. 1000)» (1907–1911, испр. и доп. изд., 1926). Умер в Москве.
Николай Николаевич Соколовский