Евлахов Борис Михайлович
Евла́хов Бори́с Миха́йлович [12(24).4.1891, Пятигорск – 26.1.1974, Mосква], российский певец (лирико-драматический тенор), заслуженный артист РСФСР (1933).
Сын учителя гимназии. В детстве выступал в домашних спектаклях и концертах. Во время учёбы в Пятигорском реальном училище пел в хоре, участвовал в ученических спектаклях. С 1910 г. занимался на вокальном отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (класс Л. Д. Донского, брал уроки пения у А. М. Додонова). В 1912 г. занятия были прерваны в связи с призывом в армию, куда Б. М. Евлахов поступил вольноопределяющимся; в 1913 г. возобновил обучение. Окончив училище, в 1914 г. стал солистом Оперы С. И. Зимина, однако в начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. был призван в армию прапорщиком; служил на передовых позициях, был дважды ранен. В конце 1917 г. демобилизовался, продолжил занятия пением. В 1918 г. в Москве поступил в труппу летнего оперного театра «У лукоморья», созданную под руководством артистки московского Большого театра Н. Е. Калиновской-Доктор и режиссёра П. С. Оленина, в состав которой входили артисты Большого театра (спектакли проходили в небольшом театральном зале в Мамонтовском переулке). На этой сцене Евлахов в течение 3 месяцев спел партии Князя («Русалка» А. С. Даргомыжского), Самозванца («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Хозе («Кармен» Ж. Бизе) и Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло).
В 1918–1923 и 1927–1946 гг. солист Большого театра. В 1919–1920 гг. посещал оперную студию, созданную при Большом театре К. С. Станиславским, где совершенствовал актёрское и вокальное мастерство. В 1920 г., в период Гражданской войны 1917–1922 гг., выезжал в составе бригады артистов Московского Художественного и Большого театров на Кавказский фронт, пел в передовых частях Красной Армии. В 1923–1927 гг. выступал в театрах Киева, Тифлиса (ныне Тбилиси), Баку, Одессы, Перми, Новосибирска, Самары и других городов. В этот период репертуар Б. М. Евлахова пополнился партиями Ленского и Андрея («Евгений Онегин» и «Мазепа» П. И. Чайковского), Владимира Дубровского («Дубровский» Э. Ф. Направника), Йонтека («Галька» С. Монюшко), Альфреда («Травиата» Дж. Верди), Лоэнгрина (одноимённая опера Р. Вагнера), Джеральда («Лакме» Л. Делиба), Гофмана («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха) и др.
В Большом театре Б. М. Евлахов пел ведущие партии лирического (Ленский, Альфред), драматического и лирико-драматического тенора. Обладал крепким голосом большого диапазона, характерного тембра; исполнение отличалось эмоциональной насыщенностью. Вершинными в творчестве певца стали образы Германа («Пиковая дама» П. И. Чайковского) и Хозе («Кармен» Ж. Бизе), в которых артист с большой трагической силой показывал душевные противоречия героев. Среди лучших партий, исполненных им на сцене Большого театра: Калаф, Рудольф, Пинкертон и Каварадосси («Турандот», «Богема», «Чио-Чио-сан», «Тоска» Дж. Пуччини), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Радамес («Аида» Дж. Верди), Андрей Хованский и Голицын («Хованщина» М. П. Мусоргского), Андрей («Мазепа» П. И. Чайковского), Владимир Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника). Создал ряд образов в советских операх, в числе которых: «Мать» В. В. Желобинского (Павел Власов), «Сын Солнца» С. Н. Василенко (Уоттер), «Вышка Октября» Б. Л. Яворского (Рабочий), «Прорыв» С. И. Потоцкого (Андрей), «Загмук» А. А. Крейна (Бель-Наид), «Поднятая целина» (Давыдов, премьера, 1937) и «Тихий Дон» (Григорий Мелехов) И. И. Дзержинского.
Принял участие в первом радиоконцерте в Москве на Центральной радиотелефонной станции имени Коминтерна (17 сентября 1922).
Единственная грампластинка, запечатлевшая голос Б. М. Евлахова, содержит запись дуэта Лушки и Давыдова (с Е. Д. Кругликовой) и финал оперы «Поднятая целина» (1937). В фондах Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина хранится аудиозапись арии Каварадосси из оперы «Тоска» Дж. Пуччини на магнитной плёнке в исполнении Евлахова (несовершенная в техническом отношении). Сохранилась киносъёмка с фрагментом Сцены у канавки (6-я картина оперы «Пиковая дама») с Евлаховым в роли Германа (Лиза – О. Я. Леонтьева, запись со сцены Большого театра, 1940; хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1937).