Алексеев Александр Иванович
Алексе́ев Алекса́ндр Ива́нович [20.10(1.11)1895, Новый Маргилан, ныне Фергана, Узбекистан – 20.6.1939, Москва], российский певец (лирический тенор), заслуженный артист РСФСР (1937).
Любовь к пению унаследовал от родителей. В 1906 г. поступил в гимназию в Москве, где учился игре на музыкальных инструментах, пел в хоре. По окончании гимназии (1915) поступил в московское Высшее техническое училище, одновременно брал уроки пения у Н. П. Миллера. В 1918 г. вернулся в г. Скобелев (ныне Фергана), преподавал математику и пение в местной гимназии; в том же году вступил добровольцем в Красную Армию, управлял хором при Наркомпросе. Для повышения вокальной квалификации был направлен в Ташкентскую регентскую студию. Как оперный певец дебютировал в ташкентском Русском оперном театре (открыт в 1918) в партии Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна). В 1919 г., по окончании студии, направлен в Москву для завершения музыкального образования. В 1919–1922 гг. солист московского Театра музыкальной драмы (бывшая Опера С. И. Зимина). В 1922 г. перешёл в Оперную студию К. С. Станиславского (до 1923 занимался здесь у Миллера), в 1924 г. выступал в Музыкальной студии Московского художественного театра под руководством Вл. И. Немировича-Данченко (партия Анж Питу в оперетте «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока).
В 1925–1927 и 1929–1939 гг. солист московского Большого театра. Наряду с С. Я. Лемешевым, И. С. Козловским, И. Д. Жаданом и С. М. Хромченко был одним из ведущих исполнителей партий лирического тенора на сцене Большого театра в 1930-е гг. Среди лучших партий: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Дубровский (одноимённая опера Э. Ф. Направника), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Герцог и Альфред («Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди), Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Фауст (одноимённая опера Гуно), Джеральд («Лакме» Л. Делиба), Лоэнгрин (одноимённая опера Р. Вагнера), партии в операх Н. А. Римского-Корсакова – Индийский гость («Садко»), Моцарт («Моцарт и Сальери»), Гвидон («Сказка о царе Салтане»), Всеволод («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). В 1927 г. Алексеев пел в Московском театре оперетты, в 1928 г. – в Тифлисском театре оперы и балета. Гастролировал в Литве, Латвии, Чехословакии. Концертный репертуар включал свыше 300 произведений (народные песни, классические и бытовые романсы, сольные партии в вокально-симфонических произведениях – Девятой симфонии Л. ван Бетховена, Реквиеме В. А. Моцарта, Реквиеме Верди).
Голос А. И. Алексеева отличался большим диапазоном, богатым красками тембром. Полнозвучность и сила верхнего регистра позволяли ему петь, наряду с лирическими, партии, требующие значительной звуковой насыщенности и драматической экспрессии (например, партию Калафа в опере «Турандот» Дж. Пуччини).
Скончался после тяжёлой болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище, на могиле воздвигнут памятник артиста со скульптурным изображением в роли Ленского (автор – А. А. Мануйлов).
Записывался на грампластинки и тонфильм (1929–1939, произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, С. В. Рахманинова, Дж. Верди, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Ж. Оффенбаха и др.). Полное собрание аудиозаписей А. И. Алексеева издано на CD фирмой Aquarius Classic в 2018 г.
Награждён орденом «Знак Почёта» (1937).