Гобой д’амур
Гобо́й д'аму́р (итал. oboe d’amore, франц. hautbois d’amour, нем. Liebesoboe; буквально – гобой любви), деревянный духовой инструмент, гобой меццо-сопрановой тесситуры. Транспонирующий инструмент, in A. Характерная черта конструкции – грушевидный раструб, придающий звучанию мягкость и своеобразный томный оттенок.
Получил широкое распространение в 1720-х гг. в Южной и Центральной Германии. Самый ранний из сохранившихся образцов, сделанный лейпцигским мастером И. Г. Бауэром, датируется 1719 г. (Музей музыки в Стокгольме). Большинство мастеров, изготавливавших гобои д'амур, включая И. К. Заттлера и И. Г. Айхентопфа, также жили и работали в Лейпциге в 1720-х гг.
В 1723 г. в Лейпциг перебрался И. С. Бах и сразу стал активно использовать этот инструмент. В том же году он применил его в кантате «Die Elenden sollen essen» BWV 75. С этого времени гобой д’амур регулярно появляется в кантатах и ораториях Баха наряду с обычным гобоем и гобоем да качча. Композитор трактовал его преимущественно как солирующий инструмент, используя в облигатных партиях в ариях, в камерной музыке и концертах со струнными и бассо континуо. Одно из самых известных соло гобоя д’амур – в арии альта «Qui sedes» из Мессы си минор. Ныне широкую популярность у музыкантов-аутентистов приобрела реконструкция утерянного Концерта для гобоя д’амур, струнных и бассо континуо BWV 1055r (по Концерту для клавесина, струнных и бассо континуо 1055, около 1738).
Помимо И. С. Баха, большое количество сочинений с участием гобоя д’амур оставили его немецкие современники И. Кунау, Г. Бём и Г. Ф. Телеман. Последний начал применять гобой д’амур ещё раньше Баха, ему принадлежат концерты для гобоя д’амур, струнных и бассо континуо, Концерт для флейты д'амур, гобоя д'амур и виоль д'амур, светские и духовные вокальные сочинения с облигатными партиями и камерная музыка с участием гобоя д'амур.
Вероятно, внушительный репертуар для гобоя д’амур возник благодаря сотрудничеству вышеназванных композиторов с выдающимися гобоистами того времени – И. К. Гледичем и И. М. Бёмом.
Популярность гобоя д’амур начала падать к середине 18 в. Среди произведений 2-й половины 18 в. – Концерт К. Диттерсдорфа для гобоя д’амур с оркестром. Известны несколько инструментов этого периода, среди них – гобой д’амур работы Я. Ф. Грундмана 1774 г. (сохранился в виде копии).
Интерес к музыке И. С. Баха в 19 в. способствовал появлению новой версии гобоя д'амур с клапанной механикой и актуальными на тот момент пропорциями внутреннего канала. Первые подобные инструменты, сделанные в 1870-х гг. бельгийским мастером В.-Ш. Маийоном (два из них находятся в коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства), представляли собой гобои меццо-сопрановой тесситуры in A с обыкновенными открытыми раструбами. Позже мастер применил грушевидный раструб по образцу исторических моделей. Инструменты обоих типов принесли ему медали на Всемирной выставке в Париже (1878). Другие производители гобоев вскоре также начали выпускать гобои д’амур, в их числе – компания F. Lorée (1880-е гг.).
Р. Штраус первым в 20 в. применил новый вид гобоя д'амур в своей «Домашней симфонии» op. 53 (1903). В дальнейшем инструмент использовался в оркестре многими композиторами, в том числе Г. Малером («Um Mitternacht» из Пяти песен на стихи Ф. Рюккерта, 1901–1902), Г. Холстом («Сомерсетская рапсодия» op. 21 № 2, 1906–1907), К. Дебюсси («Жиги» из оркестровой сюиты «Образы», 1909–1912), М. Равелем («Болеро», 1928).
Камерные и сольные произведения для гобоя д'амур в 20 в. создавали Дж. Холбрук («Ноктюрн» op. 57 № 1, 1917), Ш. Кёклен (Сонатина op. 194 № 2, 1942–1943), Б. Мадерна («Solo», 1971) и Д. Лигети («Камерный концерт», 1969–1970).