King Diamond
King Diamond, датская рок-группа, работающая в стиле хеви-металл.
Создана в 1985 г. Основатели и участники первого состава: вокалист Кинг Даймонд (настоящие имя и фамилия Ким Бендикс Петерсен), гитаристы Энди Ла Рок и Майкл Деннер, бас-гитарист Тими Хансен, барабанщик Микки Ди. Название группы и псевдоним её лидера и фронтмена принято переводить как «Алмазный король» или «Бубновый король»; в одном из интервью Петерсен упоминает, что первоначально название «King Diamond» носила школьная рок-группа, в которой он участвовал. В музыкально-стилевом плане группа King Diamond отчасти стала продолжением группы Mercyful Fate.
Нередко группу King Diamond называют сольным проектом К. Б. Петерсена, поскольку концепции, тексты (все на английском языке) и бо́льшая часть музыки созданы именно им. Однако в формировании узнаваемого звучания группы велика роль и Энди Ла Рока – не только гитариста, но и композитора, а в студийной работе – также клавишника и звукоинженера. На протяжении истории группы неоднократно происходили смены состава, при этом тандем Кинг Даймонд – Энди Ла Рок остаётся неизменным.
Для сценической деятельности группы характерно широкое применение элементов театрализованного представления с использованием грима, декораций, сложных спецэффектов.
Основу текстов составляют мистические истории с уклоном в оккультизм. Напоминающие своими сюжетами фильмы ужасов, они иллюстрируются музыкальными средствами. Альбомы и отдельные композиции часто предваряются интро со значительным участием клавишных инструментов (в первых пяти альбомах в качестве сессионного клавишника выступил звукоинженер Роберто Фалькао) и звуковыми спецэффектами. Вокалист широко использует фальцет, в том числе в многоголосных фрагментах с наложением бэк-вокала, также применяя декламацию, имитацию голосов (разных действующих лиц). Наряду с композициями, типичными для хеви-металла (например, 3-я композиция «A mansion in darkness» из альбома «Abigail», 1-я композиция «From the other side» из альбома «The spider's lullabye»), встречаются сложные и, зачастую, необычные для данного стилевого направления гармонические и темпо-ритмические решения, позднее нашедшие своё развитие в других направлениях тяжёлой музыки.
Для творчества группы чрезвычайно характерны концептуальные альбомы, текстовый и музыкальный материал которых скомпонован по определённым, главным образом сюжетным, признакам. Уже в дебютном альбоме «Fatal portrait» (Roadrunner Records, 1986) часть композиций связана единым сюжетом. Такой подход окончательно сформировался во втором альбоме «Abigail» (тот же лейбл, 1987) – более динамичном и насыщенном по звучанию и одном из наиболее значительных в истории группы; здесь сквозное развитие сюжета на протяжении альбома тесно связано с музыкальным материалом. Одной сюжетной линией объединены также 3-й и 4-й альбомы («Them», 1988, и «Conspiracy», 1989; оба – на Roadrunner Records). Изданный на том же лейбле следующий альбом «The eye» (1990) примечателен сюжетом, частично основанном на реальных событиях, связанных с деятельностью инквизиции во Франции середины 17 в. Альбом «The spider's lullabye» (Metal Blade, 1995) стал неким «реверансом» в сторону дебюта группы («Fatal portrait»), здесь сюжетно объединены композиции с 7 по 10. Примером музыкальной взаимосвязи служит в названном альбоме использование лейтмотива в 8-й и 9-й композициях («Eastmann's cure» и «Room 17»): в начале 8-й он присутствует в виде вступительного гитарного риффа, в виде вступления и заключения обрамляет 9-ю композицию, где звучит у клавишных, имитирующих звучание клавесина. В последующих альбомах – «The graveyard» и «Voodoo» (1996 и 1998, изданы на лейбле Massacre Records) – отмечается тенденция к усложнению формы композиций, частой смене размера и темпа; специфика фактуры гитарных и бас-гитарных партий, характер их взаимосвязи свойствен больше таким направлениям тяжёлой музыки, как трэш-металл и прогрессив-металл. В 2000 г. одновременно на двух лейблах в Европе и США (Massacre Records и Metal Blade) вышел альбом «House of God», в основу его сюжета легли мотивы легенд, связанных с французским городком Ренн-ле-Шато (департамент Од).
Через 15 лет после выхода альбома «Abigail» вышел «Abigail II: The Revenge» (Metal Blade, 2002), в котором продолжена история, рассказанная в первой части. Общее звучание стало более лаконичным, не теряя при этом насыщенности. Саунд альбома становится более выровненным от композиции к композиции, спецэффекты не нарушают этого впечатления, но органично укладываются в него. В результате альбом в большей степени производит впечатление единого многочастного произведения, нежели компиляции из отдельных композиций (пусть и связанных концепцией).
К моменту создания альбома «Abigail II: The Revenge» в группу входили, наряду с Кингом Даймондом (вокал, клавишные) и Энди Ла Роком (гитара, клавишные), гитарист Майк Уид (настоящее имя Микаэль Викстрём), бас-гитарист Хал Патино, ударник Мэтт Томпсон. В том же составе шла работа над альбомами «The puppet master» (2003) и «Give me your soul...please» (2007; оба изданы на лейбле Massacre Records). В первом из них в некоторых композициях участвует женский вокал: с 2003 г. в качестве сессионной вокалистки в студийной работе и бэк-вокалистки в гастролях группы принимает участие рок-певица Ливия Зита (род. 1984). С 2014 г. место бас-гитариста занимает Понтус Эгберг.
На протяжении всей творческой карьеры группа ведёт активную концертную деятельность. В рамках международных турне 2001, 2006, 2013 гг. она гастролировала в России – в Санкт-Петербурге (2001) и Москве (2006, 2013).
Помимо студийных альбомов, выпущены некоторые концертные аудио- и видеозаписи. В 2020 г. на лейбле Metal Blade перевыпущены некоторые ранние альбомы группы, в том числе на виниле. В 1991 г. на лейбле Roadrunner Records выпущен «In concert 1987: Abigail» (концертный альбом, записанный в 1987), в который вошли композиции с альбомов «Fatal portrait» и «Abigail», а также «Come to the Sabbath» с альбома «Don't break the oath» группы Mercyful Fate.