Межерауп Елена Кирилловна
Межера́уп Еле́на Кири́лловна (в замужестве Хрипина) [3(16).4.1902, село Ивановка близ Харькова – 24.6.1985, Москва], российская певица (лирическое сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1937).
Родилась в крестьянской семье. В 1926–1927 гг. училась в Оперной студии московского Большого театра, брала уроки пения у Г. П. Гандольфи. Одновременно с занятиями в студии выступала в показательных концертах, организованных Комиссией помощи молодым дарованиям под председательством А. В. Луначарского. В 1927–1928 гг. училась в Музыкальном техникуме в Ташкенте. В 1928–1930 гг. солистка Ленинградского театра оперы и балета, одновременно пела в ленинградском Малом оперном театре. Среди исполненных партий: Царевна Лебедь и Панночка («Сказка о царе Салтане» и «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Антония («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха).
В 1931–1949 гг. солистка Большого театра (дебютировала в партиях Микаэлы и Царевны Лебедь). В репертуар Е. К. Межерауп входили преимущественно лирические партии (указаны даты первого исполнения певицей данной партии): Ольга («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, 1932), Дездемона («Отелло» Дж. Верди; высшее артистическое достижение певицы), Мими («Богема» Дж. Пуччини, обе 1932), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Птица Сирин («Сказание и невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, обе 1934), Волхова («Садко» Римского-Корсакова), Сюзанна («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, обе 1936), Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1937), Этери («Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили, 1939), Тамара («Демон» А. Г. Рубинштейна, 1942), Прилепа («Пиковая дама» Чайковского), Панночка («Майская ночь» Римского-Корсакова, 1947), Ольга («Русалка» А. С. Даргомыжского, 1948).
Обладала лирическим сопрано мягкого тембра, сценическим обаянием. «Когда она пела Дездемону или Микаэлу, Тамару в "Демоне" или Татьяну в "Евгении Онегине", то наделяла своих героинь тем очарованием, которое было свойственно и ей, – вспоминал И. И. Петров. – И голос ее звучал красиво и проникновенно» (Петров. 2003. С. 68). «Полноте раскрытия музыкально-сценических образов способствовал не только изумительный по красоте тембра голос, но и гармоническое слияние всех выразительных средств. Все это в сочетании с повседневным стремлением к овладению вокальным и сценическим мастерством, стремлением понять и почувствовать стиль музыкального произведения дало артистке высокую исполнительскую культуру» [Инсарова О. Ф. К 75-летию Елены Кирилловны Межерауп // Cоветский артист. 1977. 16 декабря (№ 41). С. 3].
Выступала в концертах. В годы Великой Отечественной войны выезжала с концертными бригадами на фронт; 5 мая 1945 г. участвовала в концерте артистов Большого театра в здании Рейхстага в Берлине.
В 1930-е гг. записывалась на грампластинки. Среди записей: арии Марфы и Снегурочки («Царская невеста» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), песня Наташи («Опричник» П. И. Чайковского), романсы А. Е. Варламова («Что ты рано, травушка»), А. Л. Гурилёва («Матушка, голубушка»), А. Г. Рубинштейна («Певец»), Чайковского («Ты куда летишь как птица», «О, спой же ту песню»), Римского-Корсакова («Редеет облаков летучая гряда»), Ц. А. Кюи («Расставание»), С. В. Рахманинова («Не пой, красавица, при мне»), Р. М. Глиэра («Сладко пел душа-соловушко»), Н. Н. Черепнина («Я б тебя поцеловала»), дуэты с В. А. Давыдовой (романсы М. И. Глинки «Не искушай», «Сомнение» и дуэт Татьяны и Ольги из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского).
Награждена орденом Красной Звезды (1944).