«Spagna»
«Spagna» (с итал. «Испания»), популярная в 15–17 вв. в Западной Европе мелодия.
Использовалась для сопровождения танцев и как основа профессиональных полифонических обработок. Имела другие названия, также связанные с Испанией: «Король Испании», «Кастильский бас-данс», «Испанский танец» и т. п.
Появилась в Италии в 15 в., первый сохранившийся образец находится в трактате А. Корнацано «Искусство танца» (1455). Мелодия, приведённая в нём (илл. 1), не ритмизована и, согласно Корнацано, могла служить основой для танцев в разных метрах: сальтареллы, пивы, бас-данса (самый распространённый жанр для «Spagna»). Это подтверждают примеры 15–16 вв., такие как сальтарелла Ф. де ла Торре из «Дворцового песенника» (рубеж 15–16 вв.; здесь сальтарелла обозначена, как было принято в Испании, термином alta) и бас-данс Ф. Спиначино из «Первой книги табулатур для лютни» (1507).
В 16 в. «Spagna» часто становилась темой инструментальных обработок. Среди примеров: обработки В. Капиролы (рукописная лютневая табулатура, 1515–1520), Л. Клебера (рукописная органная табулатура, 1520–1524), серия ричеркаров Д. Ортиса из «Трактата о глосировании каденций и прочих нот в музыке для виолы да гамбы» (1553; илл. 2) и др.
Со 2-й половины 15 в. и до 1-й половины 17 в. «Spagna» – одна из самых популярных мелодий, которые европейские композиторы использовали в качестве тематической основы для полифонических обработок. В их числе: мотет «Propter peccata quae peccastis ante Deum» Жоскена Депре (последняя треть 15 в. – 1-я треть 16 в.), месса «La Spagna» Х. Изака (1506). К. Феста в дидактических целях написал на данную мелодию 125 контрапунктических вариаций (1-я половина 16 в.). Этот труд был столь известен, что авторство «Spagna» неоднократно приписывалось Фесте.
Следует отличать «Spagna» от «La Spagnoletta».