Гагарина Варвара Дмитриевна
Гага́рина Варва́ра Дми́триевна [15(28).11.1904, Иркутск – 8.7.1990, Москва], российская певица (контральто, меццо-сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1957).
Из семьи протоиерея Дмитрия Николаевича Гагарина. С детства занималась музыкой, пела в церковном хоре. По окончании средней школы 2-й ступени обучалась в Иркутском государственном музыкальном техникуме, который закончила по двум отделениям – инструкторско-педагогическому (1927) и вокальному (1929, класс О. С. Житейской); одновременно преподавала хоровое пение в школе, участвовала в «музыкальных пятницах» – лекциях-концертах, организуемых Е. Г. Городецкой в помещении педагогического факультета Иркутского государственного университета.
Окончив музыкальный техникум, переехала в Москву. В 1930–1935 гг. училась в Московской консерватории (класс В. Ф. Туровской). В Оперной студии консерватории исполнила партии Княгини («Русалка» А. С. Даргомыжского) и Любаши («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова). В 1931–1932 гг. артистка хора московского Большого театра, одновременно вела хор в школе № 64 Краснопресненского района г. Москвы. В 1934–1936 гг. артистка хора, затем солистка оперы Радиокомитета, исполнила партии Княгини («Чародейка» П. И. Чайковского) и Аксиньи («Тихий Дон» И. И. Дзержинского). По окончании консерватории приняла участие во Всесоюзном конкурсе певцов, по итогам которого была принята в Большой театр.
В 1936–1959 гг. солистка Большого театра (отдельные выступления продолжались до 1961). Дебютировала в партии Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, участница новой постановки, дирижёр Ф. Штидри). Богатый красками тембр, свободное владение всеми регистрами голоса, музыкальность и артистизм позволили певице проявить себя во всём многообразии контральтового и меццо-сопранового репертуара.
Среди партий (указаны даты первого исполнения певицей данной партии в Большом театре): Миловзор (1937) и Полина (1938; «Пиковая Дама» П. И. Чайковского), Сузуки («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, 1937) , Надежда («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского), Дуняша («Царская невеста» Римского-Корсакова; все – 1938), Ваня («Иван Сусанин» М. И. Глинки), Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Весна («Снегурочка» Римского-Корсакова; все – 1939), Гримгерда («Валькирия» Р. Вагнера, режиссёр С. М. Эйзенштейн; 1941), Амнерис («Аида» Дж. Верди), Ядвига («Вильгельм Телль» Дж. Россини, участница новой постановки; обе – 1942), Царица («Черевички» Чайковского, 1943), Княгиня («Русалка» А. С. Даргомыжского), Маддалена («Риголетто» Дж. Верди; обе – 1945), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Фёдор («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, участница новой постановки; обе – 1946), Ганна («Майская ночь» Римского-Корсакова, 1947), Маллика («Лакме» Л. Делиба, участница новой постановки, 1949), Наташа («От всего сердца» Г. Л. Жуковского, первая исполнительница в Большом театре, 1951), Ратмир («Руслан и Людмила» Глинки, 1953), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова, участница новой постановки, 1954), Нежата («Садко» Римского-Корсакова, 1955), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова, 1956), Маша («Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского, 1956), Княжна Марья («Война и мир» С. С. Прокофьева, 1959). Всего исполнила в Большом театре 34 партии; среди лучших: Ваня и Ратмир, Кончаковна, Лель и Нежата.
Выступала в концертах, в программы включала арии из русских опер, романсы П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, песни Ф. Шуберта, советских композиторов. Участвовала в концерте из произведений С. С. Прокофьева под управлением автора (1939, Большой зал Московской консерватории), в исполнении кантаты «Александр Невский» (1939, дирижёр Л. К. Книппер; 1941, дирижёр А. Л. Стасевич, там же). Принимала участие в исполнении отрывков из оперы Р. М. Глиэра и Т. С. Садыкова «Лейли и Меджнун» (1940, дирижёр Г. А. Столяров, там же). В 1946 г. пела сольную партию в Реквиеме В. А. Моцарта (хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Н. С. Голованов, там же). В 1954 г. выступила в юбилейном концерте И. О. Дунаевского (дирижёр – автор, Концертный зал имени П. И. Чайковского).
В 1953–1956 гг. преподавала в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Среди аудиозаписей с участием В. Д. Гагариной: оперы «Царская невеста» (Дуняша, дирижёр Л. П. Штейнберг, 1943) и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (Ткачиха, дирижёр В. В. Небольсин, фрагменты, 1944), «Русалка» А. С. Даргомыжского (Княгиня, дирижёр Небольсин, 1948), «От всего сердца» Г. Л. Жуковского (Соловейко, дирижёр К. П. Кондрашин, 1951), «Князь Игорь» А. П. Бородина (Кончаковна, дирижёр М. Н. Жуков, по трансляции из Большого театра, 1956; обе хранятся в Гостелерадиофонде), сцена в тереме из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (Феодор, по трансляции из Большого театра с юбилейного вечера А. С. Пирогова, 1954; студийная запись 1956, обе – дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев), фрагменты оперы «Красная шапочка» М. Р. Раухвергера (дирижёр Е. Б. Сенкевич, 1939), Баркарола из оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (дуэт с Н. А. Казанцевой, дирижёр А. И. Орлов, 1940), ария Лейли («Лейли и Меджнун» Р. М. Глиэра и Т. С. Садыкова, 1941, дирижёр Г. А. Столяров), «Реквием» В. А. Моцарта (дирижёр Н. С. Голованов, 1946), песня Л. ван Бетховена «Сурок» (дуэт с Л. Н. Геловани, партия фортепиано – В. В. Подольская, 1958), Романс Зои из кинофильма «Новая Москва» (музыка В. М. Юровского, дирижёр Л. П. Штейнберг, 1939), песни «Воспоминание», «Звёзды милой Родины» И. О. Дунаевского (дирижёр – автор, по трансляции из Концертного зала имени Чайковского, 1954), «Белая дорожка» В. В. Ренёва, «Летний отдых» А. Я. Лепина (обе – дуэты с Геловани, партия фортепиано – Подольская, 1958).
Награждена орденом «Знак Почёта» (1951).