Гольдер Уильям
Го́льдер Уи́льям, Уильям Холдер (William Holder) (1616, Саутуэлл, графство Ноттингемшир – 24.1.1698, Хартфорд, графство Хартфордшир), английский математик и теоретик музыки.
Закончил Пемброк-колледж Кембриджского университета (магистерская степень в 1640). С 1643 г. член корпорации Оксфордского университета (степень доктора теологии в 1660), среди оксфордских учеников Гольдера – К. Рен (Гольдер с 1643 был женат на его старшей сестре). С 1663 г. член Лондонского королевского общества. С 1672 г. каноник собора Святого Павла, в 1674–1689 гг. помощник декана (руководителя) лондонской Королевской капеллы. По воспоминаниям современников, Гольдер, исполняя эту должность, поддерживал железную дисциплину и был сторонником строжайшего порядка при совершении церковных служб.
Исторически значим «Трактат о природных основаниях и принципах гармонии» («A Treatise on the Natural Grounds and Principles of Harmony») У. Гольдера, опубликованный в Лондоне в 1694 г. В этом труде, возникшем, вероятно, как итог педагогической деятельности Гольдера в Королевской капелле, подробно излагаются физико-акустические основания музыки; для этого Гольдер привлёк теорию колебаний маятника, что для своего времени было оригинальным подходом. Обосновал (со ссылкой на неопубликованную рукопись немецкого математика Н. Меркатора) важность «искусственной коммы» (англ. artificial comma) – интервальной величины, равной 1/53-й части октавы, как общей меры интервалов чистого строя, «не абсолютно точной, но очень близкой к таковой» (Holder. 1967. P. 105); эта величина впоследствии получила название гольдеровой коммы.
Трактат У. Гольдера был переиздан У. Пирсоном (1731, Лондон) с приложением Г. Келлера о правилах генерал-баса и настройке клавишных инструментов – что, по мысли издателя, должно было составить достаточно полное изложение теоретических и практических основ гармонии. Трактат Гольдера получил признание в Англии; его высоко ценил Ч. Бёрни.
Помимо трактата о гармонии У. Гольдер написал две книги. Одна из них, «Начала речи» («Elements of Speech», 1669), посвящена теории и практике обучения глухих устной речи. Другая, «Рассуждение о времени» («A Discourse Concerning Time», 1694), содержит обсуждение вопросов календарного исчисления.
Был композитором-любителем; сохранились десять антемов и музыка к вечерней службе.