Щуров Вячеслав Михайлович
Щу́ров Вячесла́в Миха́йлович (27.3.1937, Москва – 20.9.2020, там же), российский этномузыковед, собиратель и популяризатор музыкального фольклора, педагог, хоровой дирижёр, исполнитель народных песен, музыкальный критик и общественный деятель, заслуженный деятель искусств РФ (1993).
Сын Михаила Владимировича Щурова – специалиста в области дизелестроения (пропал без вести в ополчении во время Великой Отечественной войны в 1942) и Юлии Дмитриевны Щуровой (Лихарёвой) из духовного сословия.
В 1956 г. окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (дирижёрско-хоровое отделение, класс А. С. Степанова), в 1961 г. – дирижёрско-хоровой факультет Московской консерватории (класс К. Б. Птицы), затем поступил в аспирантуру в класс А. В. Рудневой (окончил в 1966).
Выезжать в фольклорные экспедиции начал в студенческие годы: зимой 1958 г. в составе группы студентов Московского государственного университета, возглавляемой Э. В. Померанцевой (Гофман), летом 1958 г. – под руководством А. В. Рудневой. Под впечатлением от экспедиционных поездок увлёкся музыкально-фольклористическим направлением и ещё студентом был приглашён на работу в Кабинет народной музыки Московской консерватории. В 1960–1969 гг. как сотрудник Кабинета самостоятельно и в качестве руководителя студенческих групп Московской консерватории осуществил экспедиции в Архангельскую, Белгородскую, Вологодскую, Воронежскую, Липецкую, Иркутскую, Горьковскую (ныне Нижегородская) области, в русские сёла Бурятии (к семейским Забайкалья), в Алтайский край и Туву (ныне Тыва).
На основе полевых материалов, собранных за 60 лет экспедиционной деятельности, составил и выпустил несколько десятков нотных сборников и аудиоизданий, представляющих разные народные жанры и региональные традиции.
В начале 1960-х гг. в поисках аутентичной певческой манеры организовал мужское вокальное трио в составе: В. М. Щуров, Ю. И. Паисов, Ю. А. Дунаев, исполнявшее южнорусские народные песни.
В 1966 г. стал одним из инициаторов организации в Москве концертов с участием народных исполнителей, положив тем самым начало многолетней серии этнографических концертов Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР, имевших историческое значение для российской культурной жизни 2-й половины 20 в.
Начав в 1967 г. педагогическую деятельность в Московской консерватории, под руководством А. В. Рудневой разрабатывал методику преподавания народного музыкального творчества, в частности новый для того времени курс нотной расшифровки звукозаписей и стилевого анализа народных песен.
В 1969–1972 гг. председатель Фольклорной комиссии Союза советских композиторов РСФСР; в этом качестве руководил научными конференциями, работой по созданию Генерального каталога русской народной музыки, подготовкой к изданию тома «Былины: Русский музыкальный эпос» (составители Б. М. Добровольский и В. В. Коргузалов).
В 1972–1976 гг. работал в Московском камерном хоре под руководством В. Н. Минина, возобновив при хоре деятельность своего мужского трио. Успешно выступал в качестве академического певца и исполнителя народных песен в СССР и за рубежом.
В 1967–1976 гг. преподавал в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, был в числе педагогов открытого в 1966 г. А. А. Юрловым отделения по подготовке руководителей народных хоров. Первые выпускники отделения, воспитанники А. В. Рудневой, В. И. Харькова, Н. В. Калугиной, Л. Л. Христиансена и В. М. Щурова, стали яркими солистами и руководителями учебных и профессиональных фольклорных коллективов. После смерти основателя и заведующего Кабинетом народной музыки ГМПИ В. И. Харькова в 1974 г. временно принял научное руководство подразделением. При Кабинете создал и возглавил молодёжный фольклорный ансамбль «Соловка» (1968), активно концертировавший в 1975–1985 гг.
В 1970-е гг. выступил оргсекретарём и художественным руководителем (совместно с Б. М. Ярустовским) крупных международных научных симпозиумов: в 1973 г. в Алма-Ате («Международная музыкальная трибуна стран Азии», организатор – Международный музыкальный совет ЮНЕСКО) и в 1978 г. в Самарканде («Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востока и современность»). В 1971 г. – организатор и ведущий заключительного концерта (состоявшегося в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве) Международного симпозиума «Музыка народов мира. Традиции и современность», проходившего под эгидой ЮНЕСКО.
Научные интересы В. М. Щурова включали широкий круг тем: региональные традиции музыкального фольклора, песенное многоголосие народов России, проблемы жанра и стиля в народной музыке, пути и формы претворения музыкального фольклора в профессиональном и любительском искусстве, вопросы сохранения народных традиций. Приоритетное место в его собирательской, исследовательской и исполнительской деятельности занимала традиционная культура южных территорий России.
В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию «Основные особенности южнорусской народной музыкальной культуры», в которой ввёл в научный обиход и обосновал категорию «южнорусской песенной традиции». Вскоре после защиты вернулся на работу в Московскую консерваторию и с 1976 г. в качестве педагога кафедры истории музыки народов СССР читал курс народного музыкального творчества. После смерти А. В. Рудневой (1983) осуществлял (до 1996) научное руководство Кабинетом народной музыки Московской консерватории. Профессор с 1994 г.
В 1992 г. защитил докторскую диссертацию: «Принципы и методы музыкально-стилевого анализа русских народных песен», на основе которой вышла монография «Стилевые основы русской народной музыки» (1998), обобщающая многолетние авторские полевые наблюдения и аналитические выводы, а также теоретические достижения современной этномузыкологии, с опорой на регионально-стилистический анализ, историко-стадиальный и сравнительный методы исследования.
Важным вкладом В. М. Щурова в отечественную народоведческую музыкальную педагогику стала разработка в 1989 г. учебной программы «Музыкальный фольклор» для музыкальных вузов по специальностям «композиция» и «музыковедение» (по заказу Методического кабинета при Министерстве культуры РФ), а также издание двухтомного учебного пособия «Жанры русского музыкального фольклора» (2007).
В 1990–2000-х гг. помимо Московской консерватории преподавал в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М. М. Ипполитова-Иванова и колледже при нём, Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, Елецком педагогическом институте, Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке.
Выступил консультантом по фольклору ряда драматических спектаклей: «Живой» (1989, Московский театр на Таганке, режиссёр Ю. П. Любимов), «Печка на колесе» (1983, Театр имени Моссовета, режиссёр Б. Е. Щедрин), постановок Московского историко-этнографического театра; документальных и художественных фильмов: «Песни над Тихой Сосной» (1981, режиссёр П. В. Русанов), «Певучая Россия» (1986, режиссёр В. С. Панин), «Вселиственный венок» (1991, режиссёр Н. Ф. Ряполов); «Дворянское гнездо» (1969), «Сибириада» (1978, оба – режиссёр А. С. Михалков-Кончаловский), «Иван да Марья» (1974), «Ледяная внучка» (1980), «На златом крыльце сидели» (1986, все – режиссёр Б. В. Рыцарев), «Михайло Ломоносов» (1986, режиссёр А. А. Прошкин), «Сибирский цирюльник» (1998, режиссёр Н. С. Михалков) и др.
На протяжении десятилетий популяризаторская деятельность В. М. Щурова включала также работу на радио (рубрика «Фольклор народов мира» на Всесоюзном радио) и телевидении (автор и ведущий циклов ежемесячных телепередач «Родники» и «Родные напевы»).
Член Союза композиторов РСФСР (1970). Почётный профессор Алтайской государственной академии культуры и искусств (2007). Награждён серебряной медалью к 150-летию Московской консерватории (2016).