Баклина Лидия Александровна
Ба́клина Ли́дия Алекса́ндровна [15(27).12.1899, Москва – 1974?], российская певица (меццо-сопрано).
В 1922 г. окончила Московскую консерваторию. В 1922–1944 гг. солистка московского Большого театра.
Первая исполнительница партии Марьи Моревны в опере «Иван-солдат» К. А. Корчмарёва (1927, дирижёр Г. Г. Шейдлер, режиссёр В. Л. Книппер-Нардов). Среди других партий: Маглонн [«Король забавляется» («Риголетто») Дж. Верди, режиссёр И. М. Лапицкий], Памела («Фра-Дьяволо» Д.-Ф.-Э. Обера, режиссёр В. А. Лосский; обе – 1925), Половецкая девушка («Князь Игорь» А. П. Бородина, режиссёр А. А. Санин), Стефано («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, режиссёр А. И. Барцал), Любава («Садко» Н. А. Римского-Корсакова, режиссёр Р. В. Василевский), Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, режиссёр А. П. Петровский), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова, режиссёр П. С. Оленин; все – 1926), Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, режиссёр Петровский), Фёдор («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, режиссёр Лосский), Миловзор («Пиковая дама» П. И. Чайковского, режиссёр Лапицкий), Маддалена («Риголетто» Верди, режиссёр Книппер-Нардов), Ольга («Евгений Онегин» Чайковского, режиссёр Петровский; все – 1927), Отрок («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова, режиссёр В. Р. Раппапорт), Зибель («Фауст» Гуно, режиссёр Лосский; обе – 1928), Ганна («Майская ночь» Римского-Корсакова, режиссёр Петровский), Смеральдина («Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева, режиссёр А. Д. Дикий; обе – 1929), Алмаст (одноимённая опера А. А. Спендиарова, режиссёры В. М. Бебутов, Т. Е. Шарашидзе, 1930), Надежда («Псковитянка» Римского-Корсакова, режиссёр Л. В. Баратов, 1932), Паж Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера, режиссёр Н. В. Смолич, 1934), Сонетка («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, первая исполнительница в Большом театре, режиссёр Смолич, 1935), Весна («Снегурочка» Римского-Корсакова, режиссёр Лосский, 1937), Полина («Пиковая дама» Чайковского, режиссёр Смолич, 1940). В 1933 г. участвовала в последнем выступлении Л. В. Собинова на сцене Большого театра (Ольга в «Евгении Онегине»).
Обладала высоким меццо-сопрано светлого тембра. Выступала в концертах. В 1930-е гг. записала на грампластинки романсы «Свитезянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Скажи, о чём в тени ветвей», «И больно, и сладко» П. И. Чайковского (везде – партия фортепиано Б. М. Юртайкин), неаполитанские песни «У моря» С. Гамбарделлы, «Прощай, Кармэ» Э. Каннио, «Кармела» Э. Де Куртиса, «Мечта о Сорренто» Э. А. Марио (Дж. Гаэта), «Не светится оконце», «Полнолуние», «Роза» и «Щеглёнок» В. Де Мельо (все – с ансамблем под управлением Н. Д. Розова), советскую песню «Подруги» А. М. Полонского (партия фортепиано – автор).
С 1938 г., после ареста сестры (жены советского партийного деятеля В. В. Ломинадзе), воспитывала её сына Серго Виссарионовича Ломинадзе (1926–2007) вплоть до его ареста в 1943 г. По некоторым сведениям, это послужило причиной ареста Л. А. Баклиной в 1943 или 1944 г. (Ильзен-Титкова Ю. А. Воспоминания); репрессирована по 58-й статье УК РСФСР (антисоветская агитация). Была приговорена к 8 годам заключения, находилась в лагере у станции Сухобезводная Горьковской области (ныне посёлок городского типа Сухобезводное Нижегородской области); с 1948 г. в Озерлаге (Иркутская область), занималась культработой. C 1952 г. находилась в ссылке в селе Мотыгино (ныне посёлок городского типа, Красноярский край) на побережье Ангары, где прожила до реабилитации в 1956 г.