Реквием О. А. Козловского
Реквием О. А. Козловского. На смерть последнего польского короля Станислава Августа Понятовского русский композитор польского происхождения О. А. Козловский написал Реквием. Впервые он был исполнен 22 февраля (5 марта) 1798 г. на церемонии перенесения тела короля в католический собор Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. 25 февраля (8 марта) Реквием был исполнен ещё раз на церемонии погребения; именно эта дата значится на титульных листах первых изданий партитуры и клавира. В исполнении участвовали музыканты Придворной певческой капеллы, а также роговой оркестр. Известны имена певцов-солистов: это басы Стефано Мандини и Санти Ненчини, тенор Паоло Мандини, кастраты Анджело Тестори (альт) и Кристоф Арнабольди (Комаскино; сопрано). Дирижировал автор.
В 1798 г. санкт-петербургской фирмой Gerstenberg et Dittmar был издан клавир Реквиема (для голоса или солирующей скрипки и клавесина). В том же году (по другим данным, в 1806) издательство Breitkopf & Härtel опубликовало партитуру. В издания вошла только часть номеров, звучавших во время погребения.
По случаю похорон Александра I была создана вторая редакция Реквиема – Траурная месса (Messe Funebre). Она прозвучала в кафедральном соборе Святого Яна в Варшаве 7 апреля 1826 г. Доподлинно неизвестно, принимал ли Козловский участие в создании новой версии Реквиема. Вероятно, переработку осуществил итальянский композитор К. Э. Солива (1791–1853), живший в Варшаве и занимавшийся подготовкой траурной церемонии в честь скончавшегося императора. Изменения коснулись главным образом оркестровки (в частности, был убран роговой оркестр). Кроме того, Солива заменил несколько номеров фрагментами из духовных сочинений Л. Керубини и А. Сальери.
Вторая редакция издана в 1826 г. Королевской консерваторией Варшавы в виде литографии. Удивителен факт публикации Реквиема Козловского со вставными номерами, музыка которых принадлежит другим композиторам. Этот феномен можно объяснить стремлением запечатлеть единичное исполнение, событие, а не собственно произведение.
В 1978 г. Ю. А. Фортунатов, внёсший неоценимый вклад в изучение наследия Козловского, опубликовал клавир Реквиема, в котором совместил обе редакции.
Аудиозапись второй редакции Реквиема осуществил дирижёр В. М. Есипов (1988, Симфонический оркестр Министерства Культуры СССР, Государственный Московский хор, Московский хор учителей). В 2010 г. первую редакцию Реквиема исполнил В. А. Чернушенко (оркестр и хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, роговой оркестр под управлением С. А. Поляничко).