Виндзорский замок
Ви́ндзо́рский за́мок (Виндзор, Windsor Castle), королевская резиденция в Великобритании, в г. Виндзор графства Беркшир, к западу от Большого Лондона; памятник архитектуры.
Основан Вильгельмом I Завоевателем в 1070 г. Резиденция британских монархов с 1110 г., начиная со времён правления Генриха I.
Согласно книге рекордов Гиннесса, самый большой обитаемый замок в мире (занимает участок в 52 609 м2). Место официальных приёмов и церемоний с участием правящего короля или королевы Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Виндзорская часовня Святого Георгия – с 15 в. традиционное место захоронения членов королевской семьи и их приближённых (в том числе королей Эдуарда IV, Генриха VIII, Карла I, Георга IV, королев Джейн Сеймур, Марии Текской и др.). В 1917 г., во время Первой мировой войны 1914–1918 гг., в связи с антигерманскими настроениями название правящей в Великобритании Саксен-Кобург-Готской династии было заменено на Виндзорскую, по наименованию этой королевской резиденции.
Этапы строительства и история Виндзорского замка в 11–14 вв.
Первый замок в Виндзоре был курганно-палисадным (обнесённый частоколом замковый двор, окружающий насыпной холм и донжон). Его возвели как часть кольца укреплённых пунктов, построенных при Вильгельме Завоевателе вокруг Лондона (2-я половина 11 в.). Виндзорский деревянный замок ближе других укреплений расположен к реке Темза, поэтому ему сразу отводили особую стратегическую роль. Поблизости, в Виндзорском лесу, находились королевские охотничьи угодья.
С 11 в. сохранился общий план замка: два протяжённых четырёхугольных двора, Верхний и Нижний, с круглой башней в центре.
В Верхнем дворе расположены все главные жилые и административные помещения – Государственные апартаменты (в северном флигеле) и Частные королевские покои (в восточной части). В Нижнем дворе расположена часовня Святого Георгия и корпуса, преимущественно связанные с деятельностью ордена Подвязки. К востоку от замка в 19 в. разбит Домашний парк, от которого начинается Большой Виндзорский парк площадью более 2 тыс. га.
Изначально строения на невысоком рукотворном холме были деревянными, но, после того как холм начал оседать, при Генрихе I и Генрихе II начали их перестройку в камне. Во время восстания баронов против короля Иоанна Безземельного замок дважды подвергался осаде (1214, 1216), но укрепления выстояли. После осады – при Генрихе III, в 1220-е гг., – укрепили стены, соорудили новые оборонительные башни и ворота Нижнего двора. Датируется 13 в. и старейшая из сохранившихся башен – Комендантская башня Нижнего двора, внутри которой размещалась темница; в стене башни обнаружены остатки секретного выхода на случай осады. В дворцовый комплекс Виндзор превратился в 1240–1263 гг.: Генрих III начал его масштабную реконструкцию после своей свадьбы с Элеонорой Провансальской (1236). Была построена часовня Богоматери, сам замок стал более удобным для проживания, появились первые пышно украшенные интерьеры. Камень для строительных работ везли из Багшотской пустоши в 18 км от Виндзора (графство Суррей), а также из графства Бедфордшир.
Эдуард III, родившийся и проведший детство в Виндзоре, тратил на замок огромные суммы, и в результате ансамбль, который он построил, оказался самым дорогостоящим светским проектом английского Средневековья (Brindle. 1997. P. 39). Ответственным за все работы был назначен мастер Уильям Уикем. По приказу Эдуарда III возвели дополнительные новые жилые корпуса для придворных в Верхнем дворе, вдоль северной стены там появились Малый клуатр, Королевский клуатр и Кухонный клуатр. За защиту западного входа теперь отвечали Нормандские ворота (интерьер Нормандской караульни в 19 в. был значительно изменён, когда сооружение перестроили под жилые помещения). На Круглой башне установили первые механические часы (1354), в Нижнем дворе расширили часовню. Мечтая превратить замок в новый Камелот, Эдуард III сначала основал здесь Орден круглого стола (1344), а вскоре, 23 апреля 1348 г., создал один из старейших орденов в мире – Благороднейший орден Подвязки. В том же году был основан и колледж Святого Георгия, для которого к старой часовне Святого Эдуарда Исповедника (с более поздним посвящением Пресвятой Деве Марии и Святому Георгию) в Нижнем дворе пристроили небольшое помещение. С этого времени за часовней закрепилось посвящение Святому Георгию и церковь стала главным храмом ордена Подвязки. Государственные апартаменты Верхнего двора в нижней части (подвалы и первый этаж) и в начале 21 в. сохранили фрагменты, заложенные при Эдуарде III.
Перестройка и использование Виндзорского замка в 15–16 вв.
Конфликты Столетней войны 1337–1453 гг., а затем события Войн Роз мешали строительным инициативам в Виндзорском замке. Придворная жизнь здесь замедлилась, даже церемонии ордена Подвязки стали менее регулярными. Но как только в распоряжении Эдуарда IV оказалась добыча, полученная в результате ряда крупных побед англичан над французами, возобновились и архитектурные работы. В 1475 г. перемирие в Пикиньи поставило точку в истории Столетней войны, и в том же году в Виндзоре приступили к грандиозной реконструкции часовни Святого Георгия (окончательно завершена к 1528). Первым этапом работ руководили Ричард Бичамп, епископ Солсберийский, и мастер Генри Дженинс. Рядом с часовней возвели клуатр «Подкова» (1480), сооружения для клира и жильё для Военных рыцарей Виндзора (т. н. Бедные рыцари – военные пенсионеры, и в начале 21 в. получающие попечение в замке). В начале 16 в. часовня Святого Георгия приобрела облик большого собора: там появились масштабные витражные окна, сложный веерообразный рисунок нервюр главного свода, богатый геральдический декор на башнях-пинаклях, убранство деревянных скамей хора под балдахинами, в том числе с изображением гербов рыцарей ордена Подвязки. Церковь стала одним из лучших и последовательных образцов поздней английской готики – перпендикулярного стиля. Ряд элементов был с тех пор обновлён (деревянные хоры расширены Г. Эмлином в конце 18 в., восточный витраж появился при королеве Виктории), что не изменило общего образа готического интерьера.
В годы правления Генриха VIII (1509–1547) в архитектуре Виндзорского ансамбля появляются черты ренессансного искусства. Так, для реконструкции часовни Богоматери был приглашён итальянский скульптор и архитектор Б. Граццини. Одной из его задач было создание надгробия кардинала Т. Уолси, над которым мастер работал совместно с Джованни да Майано Младшим). Однако Уолси попал в опалу, и в итоге в подготовленном для него саркофаге был похоронен сам Генрих VIII. При этом короле в Виндзоре перестроили главные ворота с юго-западной стороны Нижнего двора (1510, ныне носят его имя), оформили теннисный корт у подножия холма в Верхнем дворе, устроили длинную прогулочную террасу с видом на Темзу вдоль северной замковой стены (Северный причал).
С 15 в. замок всё чаще выбирали в качестве места официальных приёмов и важных церемоний. При Генрихе V в 1417 г. сюда приезжал король Венгрии и Германии Сигизмунд, в дальнейшем император Священной Римской империи, в 1506 г. состоялся грандиозный визит короля Кастилии Филиппа I Габсбурга. При Тюдорах (1485–1603) за Виндзором окончательно закрепилась, помимо прочих, функция резиденции для дипломатических приёмов. Непрерывный поток важных иностранных гостей описан в пьесе У. Шекспира «Виндзорские насмешницы» (1597). Королева Елизавета I проводила значительную часть времени в Виндзорском замке. На протяжении всего тюдоровского периода замок также использовался как надёжное убежище на случай эпидемий в Лондоне и во время политической смуты.
История Виндзорского замка в 17–19 вв.
Карл I пригласил как консультанта при перестройке своих покоев И. Джонса, великого представителя раннего английского классицизма, однако ни одна из идей Джонса не была воплощена. Король отдал предпочтение более «очевидным» стилям – континентальным маньеризму и барокко, вошедшим в моду в 17 в. в Англии (оформление входа на Северную террасу зодчего Н. Стоуна, после 1626; серебряные литургические сосуды для часовни Святого Георгия работы голландского мастера К. ван Вианена, 1630-е гг.; всё не сохранилось).
В 1642 г., во время первой гражданской войны, замок захватили сторонники парламента. Наряду с прочими замками, здесь держали короля Карла I после пленения, а после казни 30 января 1649 г. он был похоронен рядом с Генрихом VIII в крипте при часовне Святого Георгия (комиссия, судившая короля, запретила его захоронение в Вестминстерском аббатстве).
Виндзорская резиденция в эти годы сильно пострадала в результате грабежей и намеренной порчи имущества, в том числе серьёзный ущерб был нанесён обеим часовням; в Виндзорском парке убиты 500 королевских оленей (их поголовье так и не смогли восстановить при Карле II, хотя животных специально завозили из Германии); на дрова пошли все ограды (Rowse. 1974. P. 80).
Король Карл II, после реставрации монархии, 29 мая 1660 г. пригласил в Виндзор архитектора Х. Мэя – зодчего, который провёл годы Английской республики сначала в Нидерландах (в свите герцога Бекингема), а затем при дворе самого Карла во французском изгнании. За свою верность Мэй получил в 1668 г. должность казначея Королевских работ (ведомство, отвечавшее за недвижимое имущество королевской семьи), и в 1673 г. приступил к восстановлению и перестройке виндзорской резиденции. Мэй – представитель сдержанного варианта английского барокко, испытавшего влияние голландского классицизма. Он понимал вкусы Карла II, привыкшего к сложному церемониалу французского двора, протекавшему в бесконечных анфиладах Версаля, и создал для него в Виндзоре пышные королевские покои. В Верхнем дворе Мэй спроектировал Георгиевский зал, Королевскую часовню, Восточную террасу. При участии итальянского живописца исторического жанра А. Веррио, работавшего при английском дворе в 1672–1707 гг., и выдающегося резчика-декоратора голландского происхождения Г. Гиббонса (работал в Англии с 1667) Мэй оформил Зал присутствия королевы, Зал приёмов королевы и столовую короля. Эти три интерьера – то немногое, что сохранилось в начале 21 в. от барочного проекта Мэя, с избытком позолоты, витиеватыми орнаментами и массивными пластическими акцентами.
В 1 км от Виндзора Мэй построил для своего племянника загородный дом «Большой Фрогмор» (1680–1684), из-за своего удобства вскоре также отошедший королевской семье: дом арендовал незаконнорождённый сын Карла II – Джордж, герцог Нортумберлендский, а в 1792 г. его выкупила королева Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая.
К концу 17 в. чрезмерность стиля Мэя потеряла актуальность и король Вильгельм III Оранский намеревался провести реконструкцию Верхнего двора по проекту Н. Хоксмура и К. Рена – представителей классицизирующего направления в русле английского барокко. Замысел воплотить не успели, и на некоторое время работы Виндзорском замке прекратились. Королева Анна Стюарт пыталась устроить новый регулярный сад около Северной террасы, но ни Георг I, ни Георг II замок не перестраивали. За это время порядки в Виндзоре стали более свободными, в Верхний и Нижний дворы стали пускать посетителей для прогулок, в 1750-х гг. появились и первые путеводители по замку, выпущенные Дж. Бикемом и Дж. Поте. Ситуация изменилась с восшествием на престол Георга III (1760), задумавшего вернуть замку былое величие. Несмотря на то что середина 18 в. была в Англии временем господства классицизма, отличительной особенностью георгианского периода стало и возвращение интереса к собственной средневековой истории. Поздняя готика в этом контексте представлялась истинным британским стилем, независимым от континентальной Европы (главным «антагонистом» вкуса в этот момент для Британии выступала Франция). К работам в Виндзоре приступил архитектор Дж. Уайатт, который начал с оформления крепостных стен, на которых появились единообразные зубцы и бойницы, построил неоготическую лестницу на месте парадного вестибюля авторства Х. Мэя, добавил ряд неоготических интерьеров. В Большом парке заложили Норфолкскую и Фламандскую деревни c молочными фермами и огородами (такие естественные, но по-светски облагороженные «украшенные фермы» вошли в моду в эпоху Просвещения). В 1788 г. Георг III впервые пережил приступ душевной болезни за обедом в Виндзоре, и замок стал местом его заточения в 1800–1810-е гг.
Работы, начатые при Георге III, продолжил его сын Георг IV. На исходе эпохи георгианского стиля, в период Регентства и позднее, Виндзор приобрёл тот цельный неоготический облик, который сохранился в начале 21 в.: были добавлены новые башни, на фасадах прорезаны стрельчатые окна, донжон приподняли почти на 9 м. Силуэт Виндзора с высокими стенами и зубчатыми парапетами живописно смотрелся на фоне неба, повторяя образы романтических исторических пейзажей, ставших популярными во 2-й половине 18 в. В ходе реконструкции для облицовки стен Верхнего двора вновь привозили камень из Багшотской пустоши, готический декор вырезали из жёлтого батского камня. Для защиты заполненных раствором швов ещё с 17 в. виндзорские каменщики применяли кусочки колотого кремня: эту технику галлетирования использовали и в начале 19 в., чтобы придать единый вид кладке разных периодов.
Хотя время правления Георга IV было лишь преддверием историзма, обращение к различным стилям прошлого в Англии становилось всё более распространённым. Архитектор Дж. Уайатвилл, приглашённый в Виндзорский замок в 1824 г., был готов и далее развивать неоготическую тему (что и было сделано, например, в полностью перестроенном Георгиевском зале), но для своих покоев в Верхнем дворе Георг IV распорядился разработать более прихотливую программу. Кроме того, ему нужны были просторные залы, которых ему не хватало в его предыдущих резиденциях (Карлтон-хаус в Лондоне; Морской, ныне Королевский, павильон в Брайтоне). Были сохранены три зала Х. Мэя, но остальные помещения получили богатое убранство в стиле французского рококо эпохи Людовика XV и классицизма. Белую, Зелёную и Малиновую гостиные украсили многочисленные резные и позолоченные трофеи с масонскими символами, из лондонского Карлтон-хауса в 1826 г. доставили коллекцию картин, предметы мебели закупали во Франции, часть меблировки разработал Э. Уайатт (в начале 21 в. парадные залы обставлены намного скромнее, чем при Георге IV).
Для королевы Виктории и принца Альберта Виндзорский замок стал любимой летней резиденцией с уютной домашней обстановкой, подходящей для жизни большой семьи и типичной для середины – 2-й половины 19 в. Интерьеры наполнились сувенирами, фотографиями и гравюрами, привезёнными из туров по британским колониям и других поездок. Путешествия стали более доступными, и в Виндзоре постоянно гостили родственники и друзья королевской семьи, а также дипломаты.
По проекту архитектора Э. Салвина в 1850–1860-е гг. обновили неоготические интерьеры, отреставрировали после пожара Большую (Государственную) столовую, перестроили башни Солсбери, о́рдена Подвязки и Комендантскую. Салвин заимствовал некоторые элементы французской средневековой архитектуры (конические шпили) и в целом находился под влиянием Э. Виолле-ле-Дюка и его проекта реставрации Каркасона. Зодчий Э. Блор создал неоготическую частную часовню в Государственных апартаментах (1840–1847, не сохранилась). В 1853 г. в неотюдоровском стиле перестроили усадьбу Фрогмор, а в 1859 г. молочная ферма Георга III приобрела формы неоренессанса.
Принц Альберт умер в Голубой гостиной Виндзорского замка (1861) и был похоронен в мавзолее в Фрогморе (1862–1871). Архитектор Дж. Г. Скотт в 1863–1873 гг. перестроил часовню Богоматери в Мемориальную часовню принца Альберта, а в 1870-е гг. реконструировал клуатр «Подкова». Королева Виктория бо́льшую часть времени теперь проводила в Виндзоре и на протяжении многих лет поддерживала в замке траур. Комнаты Альберта оставались нетронутыми вплоть до её смерти (1901).
Виндзорский замок в 20–21 вв.
Король Эдуард VII приступил к энергичной модернизации Виндзора, распродав огромное количество предметов мебели и декора (супруга Георга V – королева Мария Текская позже разыскивала и выкупала эти имевшие мемориальную ценность вещи). Поскольку королева Виктория предпочитала свет свечей, электрическое освещение было устроено лишь в некоторых частях замка только в конце её правления. При Эдуарде VII везде провели электричество, центральное отопление, телефонные линии, закупили автомобили и построили для них гаражи.
Следующий этап модернизации пришёлся на 1930-е гг., когда в замке жила семья Георга V. В 1921–1924 гг. для королевы Марии Э. Лаченс построил кукольный дом – миниатюрную копию (2,5×1,5×1,5 м) традиционного английского классицистического особняка, в котором почти каждая деталь, вплоть до фарфоровых кранов смесителей или двигателей автомобилей в гараже, была доведена до совершенства и работала. Даже джем и печенье на кухне были настоящими, а А. Конан Дойл собственноручно написал рассказ в 500 слов для одной из книг в библиотеке. Помимо Лаченса, над кукольным домом работали более 500 ведущих дизайнеров, инженеров, мебельщиков. В начале 2020-х гг. кукольный дом королевы Марии доступен для обозрения посетителями замка.
Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. королевская семья использовала Виндзорский замок в качестве убежища от бомбардировок Лондона гитлеровской авиацией. В бывшем розарии Георга IV разбили «сад победы», за которым ухаживали принцессы Елизавета и Маргарет (масштабная государственная кампания призывала британцев выращивать овощи и фрукты на домашних огородах, чтобы помочь справиться с продуктовым дефицитом). Предполагая возможное разрушение Виндзора, в 1942–1944 гг. живописцу Дж. Пайперу заказали серию картин с видами замка.
В годы правления Елизаветы II, продолжившей викторианскую традицию и выбравшей после вступления на престол в 1952 г. Виндзорский замок своей резиденцией для отдыха (в том числе по выходным дням), главным испытанием стал катастрофический пожар, разразившийся 20 ноября 1992 г. во время реставрационных работ. Огонь не удавалось погасить более 15 часов, а ликвидировавшая его последствия реставрация шла более пяти лет. При восстановлении замка за основу взяли его состояние при Георге IV. Реставраторам пришлось решать ряд чрезвычайно трудных задач, восстанавливать утерянные в конце 20 в. сложнейшие технические приёмы. Так, под руководством Дж. Даунса были возведены новые перекрытия Георгиевского зала – крупнейшая в Англии конструкция из древесины дуба со времён Средневековья.
Ансамбль Виндзорского замка на протяжении столетий, со времён Эдуарда III, влиял на развитие архитектурной практики в Великобритании: работы по его перестройке задавали направление этого развития в соответствии с модными тенденциями, участвовавшие в них мастера получали актуальный опыт, а информация о новых веяниях распространялась среди гостей королевской семьи, в том числе зарубежных. В настоящее время замок остаётся действующей резиденцией главы государства и одновременно принимает посетителей как музей (по организованной схеме с 1825); хранящиеся там экспонаты из Королевской коллекции включают собрание рисунков Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Г. Гольбейна Младшего и др., картин Л. Кранаха Старшего, Г. Гольбейна Младшего, П. Брейгеля Старшего, Джулио Романо, Тинторетто, П. П. Рубенса, А. ван Дейка и др., а также мебели, шпалер, оружия.