Джонс Иниго
Джонс Ини́го (Inigo Jones) (15.7.1573, Лондон – 21.6.1652, там же), английский архитектор, живописец, сценограф. Популяризировал в Великобритании основы палладианской архитектуры и внёс существенный вклад в распространение архитектурной теории, основанной на классическом наследии.
Родился в католической семье валлийского происхождения, отец был суконщиком. Специального художественного образования И. Джонс не получал; вероятно, в 1590-е гг. работал подмастерьем в мастерской столяра. Работы Джонса и очевидный художественный дар обратили на себя внимание, что позволило ему в 1590-е гг. получить покровительство одного из просвещённых аристократов при английском дворе: исследователи предполагают, что, вероятнее всего, этим меценатом мог быть Г. Герберт, 2-й граф Пембрук, или Р. Меннерс, 5-й граф Ратленд. По инициативе Меннерса около 1598 г. Джонс отправился в Италию, чтобы изучать живопись и рисунок. Он побывал во Флоренции, Венеции, изучил руины античных храмов в Риме, приобрёл гравюры А. Палладио. Во время этой поездки Джонс познакомился с посланниками двора датского короля Кристиана IV и в 1603 г. уехал в Данию, где при дворе его приняли как станкового живописца. Возможно, он принял участие в строительстве дворцов Розенборг близ Копенгагена и Фредериксборг в Хиллерёде. Надвратная башня в Розенборге – единственный уцелевший элемент первого замка (1606), действительно, напоминает английскую манеру. Композиция этой башни с полуциркульной аркой в основании и характерным трёхчастным криволинейным фронтоном повторена в одном из самых ранних из сохранившихся архитектурных эскизов Джонса – проекте декораций к спектаклю «Дом славы» (1608, собрание герцогов Девонширских, имение Чатсуорт, графство Дербишир).
Вернувшись в Англию, И. Джонс c 1605 г. продолжил работать для королевы Анны Датской, сестры Кристиана IV и супруги короля Якова I Стюарта, в качестве сценографа. Расцвет английского драматического театра на рубеже 16–17 вв. предопределил насыщенную и плодотворную работу Джонса. Английские маски – музыкально-драматические спектакли – стали полем его первых архитектурных экспериментов, вдохновлённых итальянской комедией дель арте и популярными при дворе Медичи интермедиями. Всего от периода с 1605 по 1641 гг. сохранилось около 450 рисунков Джонса к спектаклям при дворе Якова I и Карла I Стюарта, многие из которых были поставлены по пьесам Б. Джонсона («Маска о черноте», «The Masque of Blacknesse», 1605; «Склад новостей», «The Staple of News», 1626; «Триумф любви в Галлиполи», «Love's Triumph through Callipolis», 1631; и др.), с которым они находились в постоянной конфронтации. Джонсон утверждал, что театральные представления полностью зависят от текста, а Джонс настаивал, что главную роль играет сценография (Gordon. 1949). И хотя спор ничем не разрешился, И. Джонс стал первым художником-постановщиком королевских спектаклей, достигшим столь высокого положения (в 1633 Карл I даже был готов посвятить Джонса в рыцари, но тот отказался). До Джонса статус зодчего при английском дворе был несоизмеримо ниже положения поэтов и других литераторов: его работу приравнивали скорее к ремесленному труду.
В 1606 г. Джонс при содействии английского дипломата и литератора Г. Уоттона снова побывал в Италии. По-видимому, из этого путешествия он привёз свой первый экземпляр издания «Четыре книги об архитектуре» А. Палладио, трактаты С. Серлио, А. да Сангалло. В качестве источников для постановок масок он всё более активно использовал итальянские материалы: гравюры Д. Браманте и Дж. Париджи [например, он почти скопировал проект декораций из спектакля «Сад Калипсо», который Париджи создал для Козимо II Медичи (великий герцог Тосканский в 1609–1621) и его невесты Марии Магдалины Австрийской в 1608], а также находился под влиянием Б. Перуцци, у которого позаимствовал идею выдвинутой к зрителям авансцены и портальной арки, не использовавшихся ранее в английском театре (Peacock. 1982). Итальянские корни имело и увлечение Джонса парковым искусством. Уже в эпоху Елизаветы I сад в Англии воспринимали как своеобразный teatrum mundi (с лат. – мир как театр), и Джонс часто использовал его пространство в качестве задника или полноценных декораций для постановки пьесы. Гости проходили сквозь длинные парковые аллеи, наблюдая за переменами эффектных видов. Поставленные друг за другом арки создавали эффект резкого сокращения перспективы, акцентировали внимание на кульминационной декорации.
Известно о поездке Джонса в 1609 г. во Францию: он побывал в Париже, Арле, Ниме. В 1613–1614 гг. вместе с Т. Говардом, 14-м графом Арунделом, предпринял очередное путешествие в Италию, посетил Рим, Венецию, Виченцу, Падую, Геную. В этот раз он ехал уже в качестве самого известного архитектора королевства, которого принимали итальянские коллеги, в частности В. Скамоцци. С графом Арунделом Джонс оставался дружен на протяжении долгих лет и при его поддержке даже начал в 1621 г. политическую карьеру (избран в парламент от округа Нью-Шорем, графство Суссекс).
Постепенно, по мере знакомства с сооружениями и теоретическими трактатами итальянских зодчих, Джонс пришёл к новому пониманию пропорциональных законов архитектуры. Однако он не был первым британским автором, воспринявшим ренессансную традицию. Его творчество сначала было созвучным той литературной среде, которая сформировалась в Англии ко 2-й половине 16 в. Предшествующее поколение – гуманист Р. Аскем, поэт Ф. Сидни – также находилось под влиянием искусства итальянского Возрождения. В 16 в. сложился уже и определённый круг английских заказчиков, потенциально готовых воспринять новые идеи. Однако в архитектуре характер этого культурного трансфера имел свою специфику. Вельможи елизаветинского и яковианского времени обладали достаточными средствами и познаниями, чтобы заказывать роскошные дома, представлявшие собой экстравагантную смесь поздних средневековых традиций и разнообразных приёмов европейской архитектуры 16 в. Их авторы, мастера без архитектурного образования, опирались на гравюры из фламандских, голландских, французских и итальянских источников. Возникший в результате эклектичный стиль получил название «ремесленный маньеризм» (англ. artisan mannerism). При этом строителей не интересовала философия, лежавшая в основе архитектурного эксперимента итальянского Ренессанса.
И. Джонс был первым в Англии, кто смог понять и универсально применить идею целостности, гармонии, пропорциональной соразмерности, заложенной в искусстве Высокого Возрождения и в работах А. Палладио. Он изучил трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре», в котором также видел обоснование рациональной ясности, необходимой для созидания архитектуры. Даже Стоунхендж был гипотетически реконструирован Джонсом как древнеримское святилище по витрувианской модели кругов и равносторонних треугольников (работа опубликована посмертно его учеником Дж. Уэббом: Jones I. The most notable antiquity of Great Britain, vulgarly called Stone-Heng, on Salisbury plain. London, 1655). Сохранились обширные комментарии, которые сделал Джонс на полях издания «Четыре книги об архитектуре» (трактат Палладио с заметками Джонса опубликован в 1742 Дж. Леони: Palladio A. The Architecture of A. Palladio. London, 1742). Джонс фундаментально погрузился в теорию архитектуры. Следуя наставлению Витрувия зодчим быть равно осведомлёнными во всех сферах науки, он прочитал почти все доступные ему тексты, посвящённые математике, философии, музыке, истории. Это была новая система ценностей, убедительнее и нагляднее всего воплощённая в его работах после 1615 г.
27 апреля 1613 г. И. Джонс был назначен инспектором Министерства королевских работ (с 1615 – генеральным инспектором); из нескольких десятков построенных им в этом статусе зданий сохранилось лишь несколько. Джонс выполнял архитектурные заказы и раньше (проект здания Биржи на улице Стрэнд в Лондоне для Р. Сесила, графа Солсбери, 1608; консультации в ходе строительства его имения Хатфилд-хаус в Хартфордшире, возведение которого началось в 1611), но первым реализованным его проектом стал дворец для Анны Датской – Куинс-хаус (1616–1619, достроен в 1630–1635 для королевы Генриетты-Марии, жены Карла I; ныне в черте Большого Лондона) в комплексе не дошедшей до нас Гринвичской королевской резиденции. Собственно, Джонс возвёл не дворец, но сравнительно скромный дом, без высоких черепичных крыш, открытого кирпича и других признаков тюдоровского стиля. Своей сдержанной трактовкой итальянских мотивов Куинс-хаус близок дворцу Кристиана IV Спарепенге (начало 17 в.; не сохранился) рядом с замком Фредериксборг близ Копенгагена. Этот небольшой «куб» с лоджиями, ионическими колоннами, плоской кровлей с балюстрадой, рустовкой цокольного этажа в Гринвиче воспринимался как революционно новый тип частного особняка.
Ещё больший эффект имел Банкетинг-хаус (1619–1622; плафон П. П. Рубенса «Апофеоз Якова I», установлен в 1635) – банкетный зал, строившийся для представления масок. Он должен был стать частью так и не построенного дворца Уайтхолл, проект которого был также составлен И. Джонсом (1638), но финансовые трудности Карла I помешали этим планам. По словам исследователя Дж. Харриса, Банкетинг-хаус произвёл такое же впечатление на современников, как если бы на Всемирной выставке 1851 г. в лондонском Гайд-парке возвели не Хрустальный дворец, а нью-йоркский небоскрёб Сигрем-билдинг Л. Мис ван дер Роэ (Harris. 1961. P. 253).
В Великобритании ордер в этот период служил не пышности, а простоте. Классицизм как будто защищал английскую архитектуру от произвола, помогал достигнуть возвышенного, отстранённого идеала, деликатной собранности. Когда Ф. Рассел, 4-й граф Бедфорд, в 1630 г. заказывал И. Джонсу проект церкви Святого Павла на лондонской площади Ковент-Гарден, он попросил его построить приличный, но скромный храм, «не дороже сарая». Архитектора не смутила подобная просьба, он ответил, что граф получит «самый прекрасный сарай в Европе» (Elmes J. Sir Christopher Wren and his times. London, 1852. P. 49). Опираясь на итальянские прототипы (например, ансамбль Пьяцца Гранде в Ливорно), Джонс предложил предельно экономичное решение: тосканский портик с двумя колоннами и двумя квадратными ордерными столбами, простой прямоугольный объём, гладкие стены. Церковь (1631–1633, освящена в 1638) стала первым в Англии храмом, построенным в стиле классицизма, а спроектированная Джонсом просторная площадь Ковент-Гарден (1630) с одинаковыми по высоте домами – первым воплощённым примером регулярной городской застройки. Её даже называли на итальянский манер – пьяцеттой. К 1658 г. аналогично была застроена другая лондонская площадь, Линкольнс-Инн-Филдс (приписывается Джонсу; сохранился, в частности, дом Линдси-хаус, 59–60; построен к 1641).
Среди работ Джонса – часовня Королевы при Сент-Джеймсском дворце в Лондоне для исповедавшей католицизм королевы Генриетты-Марии (1623–1627), часовня королевского дворца Сомерсет-хаус в Лондоне (1630–1636; не сохранилась), ворота королевского поместья Оатлендс в Суррее (1617, ныне в Чизик-хаусе в Лондоне), реконструкция собора Святого Павла (1633–1642; западный фасад с портиком коринфского ордера был спроектирован аналогично римской церкви Иль-Джезу; утрачен во время пожара 1666), резиденция Уилтон-хаус для Ф. Герберта, 4-го графа Пембрука, в Уилтшире (1636–1640).
Карл I приблизил к себе Джонса, советуясь с ним во всех архитектурных вопросах. Зодчий инспектировал новую городскую застройку в Лондоне, занимался патентами на строительные материалы. С началом гражданской войны в Англии в 1642 г. Джонс был лишён должности королевского инспектора. В 1645 г. арестован при третьей осаде имения Бейсинг-хаус в Хэмпшире армией парламента, после суда отпущен на свободу, но приговорён к выплате больших штрафов. Последние годы занимался работами в поместье Уилтон-хаус. Похоронен рядом со своими родителями при церкви Святого Бенета в Лондоне (могила уничтожена пожаром 1666).
Вклад Джонса в развитие архитектуры по достоинству оценили только в 18 в., когда поездка в Италию в рамках гран-тура стала обязательным условием воспитания хорошего вкуса у молодых джентльменов, а благодаря кружку, сложившемуся вокруг лорда Бёрлингтона, У. Кента, К. Кэмпбелла, в Англии повсеместно распространилось палладианство, в результате чего сложился георгианский стиль.