Лаченс Эдвин
Ла́ченс Э́двин, Эдвин Ландсир Лютиенс (Edwin Landseer Lutyens) (29.3.1869, Лондон – 1.1.1944, там же), английский архитектор.
Учился в художественной школе при Южно-Кенсингтонском музее (1885–1887). В 1887 г. поступил учеником в архитектурную мастерскую «Джордж и Пето» (Лондон). В 1889 г. получил заказ на проект загородного дома Круксбери в графстве Суррей и открыл собственное архитектурное бюро в Лондоне. В 1890-х – начале 1900-х гг. возводил загородные резиденции в русле национального романтизма (дом ландшафтного дизайнера Г. Джикилл, сотрудничавшей с Лаченсом в этот период, – Манстед-Вуд в Суррее, 1896; Динери-Гарден в Беркшире, 1899–1902). Некоторые работы Лаченса отмечены влиянием стиля модерн, в частности «школы Глазго» (дом Оверстранд-холл в Норфолке, 1899–1901). С начала 1900-х гг. Лаченс создавал проекты загородных домов-«замков» (замок Дрого в Девоне, 1910–1932). Тогда же Лаченс обратился к классической архитектуре, первоначально в рамках эклектизма (интерьер дома Литл-Такем в Суссексе, 1902).
Поворот Лаченса к неоклассицизму отражён в проекте имения Хиткот в Йоркшире (1906), ориентированном на образцы зодчества маньеризма. В 1908 г. Лаченсу было поручено проектирование центра «пригорода-сада Хемпстед» на северо-востоке Лондона, где он создал площадь с двумя церквами, в которых классические элементы соединены с формами национального романтизма (1908–1911). Для Йоханнесбурга (ныне – ЮАР) Лаченс спроектировал в формах неоклассики здание Национальной галереи (сейчас Муниципальная галерея искусств, 1911–1936; проект Лаченса реализован не полностью) и Мемориал полка Ранд в виде триумфальной арки (1911). В 1912 г. Лаченс назначен архитектором Планировочной комиссии Дели для разработки генплана новой столицы Британской Индии Нью-Дели. Его формальное решение основано на плане П. Ш. Ланфана для Вашингтона, а также на идеях «города-сада» Э. Хоуарда: равносторонний треугольник поделён на секции широкими проспектами. К постройкам Лаченса в Нью-Дели относятся дворец вице-короля (1912–1930; ныне дворец президента Индии «Раштрапати Бхаван»), триумфальная арка «Ворота Индии» (Всеиндийский военный мемориал; 1931), в которых использованы принципы классической архитектуры и элементы традиционного индийского зодчества, и др.
В 1917 г. Лаченс назначен архитектором Комиссии имперских военных захоронений. Он создал мемориал погибшим в Первой мировой войне «Кенотаф» в Лондоне (1919–1920), в котором проявилось стремление Лаченса к геометризации и упрощению классических форм; разработал планы 126 военных кладбищ во Франции, а также мемориала «Пропавшим без вести на Сомме» (1927–1932, Тьепваль); создал типовые проекты «Большого военного камня» – памятника для кладбищ Великобритании. В 1920–1930-е гг. Лаченс спроектировал ряд построек в русле неоклассицизма (фасад конторского здания «Британник хаус» в Лондоне, 1920–1924; здание посольства Великобритании в Вашингтоне, 1927–1928), а также – под влиянием ар деко (многоквартирный дом на Пейдж-стрит в Лондоне; филиал Мидленд-банка в Манчестере; оба – 1929). С 1929 г. работал над проектом католического собора Ливерпуля (реализована только крипта, 1933–1940), соединившим идею центрического собора эпохи Возрождения с мотивами древнеримской, романской, византийской архитектуры. С 1938 г. и до своей смерти Лаченс занимал пост президента Королевской академии художеств.
В 1918 г. возведён в рыцарское достоинство.